Каббала
Как всякая религия, иудаизм не смог избежать участи стать почвой, или источником, на основе которого выросли те или иные культы. Человеческий разум часто не удовлетворяется понятным смыслом речи или явным значением написанного текста. Он ищет более глубокий тайный смысл. Такое стремление познать тайный смысл Библии возникло среди евреев в XIII столетии и стало известно под названием каббалы. Само слово это значит по-еврейски «традиция». Однако оно сделалось специальным обозначением этого удивительного подхода к пониманию Библии. Каббалистический метод заключался в определении значения еврейских слов в Библии и их порядка в тексте путём численного метода. Еврейский алфавит состоит из двадцати двух букв. Кроме обозначения произношения, они имеют также цифровое значение. Например, первая буква обозначает цифру один, вторая цифру два и т. д. Так как слова состоят из букв, то можно подсчитать суммы их цифровых обозначений. Применяя этот метод, можно подсчитать суммы всех слов Библии, особенно те, которые относятся к Богу, к Его атрибутам. Потом можно эти суммы сравнивать с суммами слов других, не столь значительных мест в Писании. При этом нужно не забывать, что порядок слов тоже имеет своё скрытое значение. Каббалистический подход к объяснению Писания даёт возможность для разных личных толкований, подобных тем, которые делаются в астрологии, где толкователь пытается предсказать судьбу человека на основе разных положений планет. Хотя толкователь и руководствуется общими правилами, но возможность разных истолкований настолько обширна, что разные толкователи дают самые различные и часто противоречивые ответы. По своему духу каббализм был противоположен рационализму Маймонида и, по всей вероятности, был реакцией против него. Каббалистическая литература довольно обширна. Самой главной книгой является «Сефер Зогар» - «Книга превосходства»(или «Книга сияния»), которую в Испании написал в 1280 г. Моше де Леон. Другими известными книгами являются «Сефер Иецира»(Книга творения») и «Сефер Хасидим»(Книга благочестивых»). В своём стремлении найти секрет бытия каббалисты восприняли от древних гностиков теорию эманации, которая противоречит ясному учению Библии о создании мира Богом. Типический спекулятивный подход начался с идеи о Боге как о Неограниченном Айн Соф. Как свет исходит от солнца, от Него исходят разные эманации, называемые Десять сефирот (буквально «десять чисел», однако они обозначают «духовные естества) – такова была божественная воля, которая родила Мудрость (естество мужского рода) и Интеллект (естество женского рода); в свою очередь, они родили Благодать и Любовь (мужского рода) и Силу (женского рода), а эти последние – Красоту. От Благодати, Любви и Красоты появился естественный мир. В результате этих идей создалось убеждение, что человек, который обладает всеми этими качествами, является Вселенной в миниатюре, неким микрокосмосом, исполненным космическими силами, движением которых можно управлять посредством действующих формул, имён и символов. Сам Мессия будет опознан во время Своего пришествия по Его таинственным имени и символу. Все это привело к тому, что в Центральной Европе появилось множество лжемессий, которые лишь разочаровали своих приверженцев. Во второй половине XVI столетия центр каббализма переместился в Сафед (Зефат), в северную часть Израиля. Каббализм послужил причиной появления культа хасидизма (благочестивых, или набожных) в Центральной Европе, который в настоящее время распространён в Америке и Израиле. Лидеры этого движения называются цадиками (праведными). Приверженцы этого культа часто приписывают своим лидерам способность творить чудеса. Еврейский каббализм на деле является теософским и гностическим культом, породившим всякого рода лжемессий. Распространяемая в среде православия в XV в. Новгородская ересь жидовствующих была основана на еврейском каббализме. В нашем веке культом, который провозглашает англоизраилизм и придерживается преимущественно ветхозаветных предписаний, является «Всемирная церковь бога», основанная Гербертом Армстронгом. (Николай Порублев. «Культы и мировые религии в свете Библии». Раздел – Иудаизм: религия праведности от закона, стр.130-144. Учения разных культов о Христе, стр. 33-34. Изд. «Библия для всех». Санкт – Петербург 2009.).