С 23 Ноября 2018. Печатается в газете Sacramento Weekly еженедельно.
Кафедра Проповедника.
Кафедра Проповедника.
«Коротко о важном»
Из предыдущих статей начиная от 26 октября по 16 ноября 2018 г., говорилось о душе и духе в человеке по Ч. И. Скоуфилду («Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится,... » (1Кор.14:14)). Я хочу и дальше продолжать знакомить читателя о здравом представлении (чтобы читатель имел конкретное и практическое знание) о душе и духе и дыхании жизни, а также действительно ли душа в крови человека и подтверждаются ли места Священного Писания знаниями науки о душе. В прошлой статье за 16 ноября 2018 г., читатель остановился на том, что часто душу человека отделяют от совести. Что же говорит Писание? Если неверующий человек старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть, заложенная в душе каждого человека и переданная, как наследие от первого человека Адама. В Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25; 2Кор.4:16), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание со всеми её составляющими), выражая функцию Слова Бога, напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает: «...о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15). Совесть и сердце в Писании часто означают душу в гармонии с помышлениями. Совесть как морально-нравственный закон, отражающий сущность десяти заповедей Божьих, заложена в человеке от рождения и относится к области души: «...потому что я наг, и скрылся (появилось чувство стыда, первый признак совести - прим. автора)» (Быт. 3:10). Совесть является индикатором внутренности души человека, влияющей на сознание. Душа наделена сознанием от Бога, чтобы чувствовать и осознавать, что она живая, имеющая волю, совесть, чувства. Душа, как сознание, через совесть может инстинктивно различать когда поступает хорошо, а когда плохо:
«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие» (Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня –весть-, -вед-: ведать. Со-весть ― значит «со-ведание, со-знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» - это древнейший индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке - санскрите (около 4 тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины», «со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22 августа 2010 г.). Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...» (Быт. 3:6), то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд, прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд (один из признаков совести). Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ - изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания, совершенного», «душа стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью, то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести», безнадежен - у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец, лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
Исследовав, Бытие 2:7, часто многие христиане задают очень сложный вопрос (который волнует многие умы), если дыхание жизни (Быт.2:7) вдунутое в тело человека оживило первого Адама и этот источник жизни не является душою, то тогда откуда происходит душа?
В книге Николая Порублева (если читатель найдёт эту книгу и прочтёт), найдёт разные сведения и достоверные факты о разных культах и религиях, истоков их зарождения, а также и историю о происхождении души. Восточные культы и религии, в частности индуизм и его разновидности, рассматривая душу человека как составную часть пантеистического мира (Пантеизм - учение, признающее, что абсолютно всё является богом), считают, что она в своём существовании не имеет ни начала, ни конца. После смерти тела душа может вновь воплощаться в других телах, и процесс этот бесконечен. Некоторые культы учат прямо противоположному: со смертью тела умирает и находившаяся в нём душа. Согласно библейскому учению душа, созданная Богом, пребывает вечно. Почему в Библии ничего не говорится о существовании души до сотворения человека? Потому что это связано с учением о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2:7). По Библии, всё, кроме Бога, имеет начало, включая духовные ангельские существа и душу человека, которую Он создал. Душа не перевоплощается после смерти тела. Она попадает в потусторонний мир спасённых или погибших, в зависимости от отношения человека к искупительной жертве Христа на кресте в земной жизни (Ев. 9:27). Говоря о душе, мы не ставим перед собой задачу в той или иной степени рассмотреть богословский вопрос, есть ли разница между душой и духом человека или эти названия являются синонимами. Мы просто говорим о духовной стороне человеческого существа, которое, мы верим, продолжает существовать после смерти тела (стр. 39-40). С одной стороны, Библия мало говорит о происхождении души. Ее внимание обращено на настоящую жизнь человека и на значение земной жизни в вопросе вечной участи его души. Если бы предсуществование было истиной и имело какое - то значение, то в Библии об этом несомненно, что-то было бы сказано. С другой стороны, Слово Божие говорит достаточно, чтобы понять, что первородство души связано с сотворением тела человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Человек стал душою живою при сотворении его тела Господом. Поэтому Бог является создателем не только тела, но также и души. Отчасти понятно, почему некоторые культисты верят в своё божество. Если душа их вечна, как некоторые из них учат, то она в этом отношении равна Богу и может реализовать своё божество. Возникает вопрос, что происходило дальше, когда от Адама и Евы родились дети и род человеческий продолжился?
Откуда происходили их души? На эту тему у христиан есть два предположения. Первое: Бог создаёт душу каждый раз после зачатия ребёнка во чреве матери. Второе: каждая новая душа происходит от духовной природы родителей ребёнка. В доказательство первого приводится стих из Книги Бытие (Быт.2:7), а в доказательство второго - отрывок из Послания к евреям (Евр.7:9-10), где говорится, что «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был ещё в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его». Как одно, так и второе объяснения имеют своих сторонников. См. www.smisljizni.com, №27
«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие» (Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня –весть-, -вед-: ведать. Со-весть ― значит «со-ведание, со-знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» - это древнейший индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке - санскрите (около 4 тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины», «со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22 августа 2010 г.). Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...» (Быт. 3:6), то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд, прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд (один из признаков совести). Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ - изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания, совершенного», «душа стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью, то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести», безнадежен - у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец, лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
Исследовав, Бытие 2:7, часто многие христиане задают очень сложный вопрос (который волнует многие умы), если дыхание жизни (Быт.2:7) вдунутое в тело человека оживило первого Адама и этот источник жизни не является душою, то тогда откуда происходит душа?
В книге Николая Порублева (если читатель найдёт эту книгу и прочтёт), найдёт разные сведения и достоверные факты о разных культах и религиях, истоков их зарождения, а также и историю о происхождении души. Восточные культы и религии, в частности индуизм и его разновидности, рассматривая душу человека как составную часть пантеистического мира (Пантеизм - учение, признающее, что абсолютно всё является богом), считают, что она в своём существовании не имеет ни начала, ни конца. После смерти тела душа может вновь воплощаться в других телах, и процесс этот бесконечен. Некоторые культы учат прямо противоположному: со смертью тела умирает и находившаяся в нём душа. Согласно библейскому учению душа, созданная Богом, пребывает вечно. Почему в Библии ничего не говорится о существовании души до сотворения человека? Потому что это связано с учением о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2:7). По Библии, всё, кроме Бога, имеет начало, включая духовные ангельские существа и душу человека, которую Он создал. Душа не перевоплощается после смерти тела. Она попадает в потусторонний мир спасённых или погибших, в зависимости от отношения человека к искупительной жертве Христа на кресте в земной жизни (Ев. 9:27). Говоря о душе, мы не ставим перед собой задачу в той или иной степени рассмотреть богословский вопрос, есть ли разница между душой и духом человека или эти названия являются синонимами. Мы просто говорим о духовной стороне человеческого существа, которое, мы верим, продолжает существовать после смерти тела (стр. 39-40). С одной стороны, Библия мало говорит о происхождении души. Ее внимание обращено на настоящую жизнь человека и на значение земной жизни в вопросе вечной участи его души. Если бы предсуществование было истиной и имело какое - то значение, то в Библии об этом несомненно, что-то было бы сказано. С другой стороны, Слово Божие говорит достаточно, чтобы понять, что первородство души связано с сотворением тела человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Человек стал душою живою при сотворении его тела Господом. Поэтому Бог является создателем не только тела, но также и души. Отчасти понятно, почему некоторые культисты верят в своё божество. Если душа их вечна, как некоторые из них учат, то она в этом отношении равна Богу и может реализовать своё божество. Возникает вопрос, что происходило дальше, когда от Адама и Евы родились дети и род человеческий продолжился?
Откуда происходили их души? На эту тему у христиан есть два предположения. Первое: Бог создаёт душу каждый раз после зачатия ребёнка во чреве матери. Второе: каждая новая душа происходит от духовной природы родителей ребёнка. В доказательство первого приводится стих из Книги Бытие (Быт.2:7), а в доказательство второго - отрывок из Послания к евреям (Евр.7:9-10), где говорится, что «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был ещё в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его». Как одно, так и второе объяснения имеют своих сторонников. См. www.smisljizni.com, №27