Исследования исторического опыта земной жизни людей, а также их духовной деятельности, отраженной в авторитетных источниках, доказывают, что душою в человеке является сознание, полученное от Бога, в котором есть воля, чувства, совесть. Таким образом, душа или жизнь (с евр. «нефеш») - это субстанция, осознающая себя живой, или же можно сказать, что душа в гармонии с телом наделена сознанием (воля, чувства, совесть). Что же представляет собой душа, в которой есть воля, чувства, совесть от Бога, с точки зрения богословия?
Авторитетная книга «Справочная Библия Ч.И. Скоуфилда 1909 года» называет душу еврейским словом «Нефеш», что означает «Душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает «всякую осознающую себя жизнь» в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу» (см. стихи 26 и 27, примеч. 1:26). В Книге Бытия 1:26-27 приводится общее описание сотворения человека, между тем как Быт. 2:7, 21-23 дает более подробное описание. «Душа» подразумевает присутствие сознательной жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. Как уже было написано выше, в этом смысле животные тоже имеют «душу» (Быт. 1:24). Но душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием, чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Святом Писании употребляется почти как синоним слова «душа». Так как человек по определению наделен «душой», то слово «душа» часто используют по отношению к индивидууму (Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти, тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается его воскресением (Ин. 5:28-29; 1 Кор. 15:47-50; Откр.20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых душа и дух осуществля-ют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной природы Адама (Рим.7:23-24)... Данное понимание взято в сокращении из подстрочного примечания стр. 11-12 «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года».
Существование души - неоспоримый факт с точки зрения Библии. Как же подтвердить это с точки зрения науки? Статья под названием «Ученые нашли доказательства существования души» подтверждает факт существования души не только с точки зрения Библии (Евр. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; Быт. 2:7), но и с точки зрения науки. Британские медики, изучая пациентов, перенесших инфаркт и пострадавших в катастрофах, обнаружили поразительный факт. Оказывается, сознание, душа человека, продолжает существовать даже после того, как мозг перестал функционировать, и наступила клиническая смерть! Работа, представленная в Калифорнийском Техническом институте (the California Institute of Technology), развеяла споры о существовании жизни после смерти и такой эфемерной субстанции как человеческая душа (Комментарии взяты из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly»)). Рассмотрев статью под названием «Ученые нашли доказательства существования души», становится понятным что душа сочетается с сознанием. Давайте внимательно, ещё раз процитируем 2 главу 7 стих Книги Бытия, где говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Что здесь означает слово «прах»? Я думаю, в нем сокрыта большая глубина. «Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха (в переносном смысле «прах» - особый состав соединений самых лучших элементов земли, недоступных человеку, чтобы воспроизвести данное соединение в нынешних условиях на земле - прим. автора), из которого бывает золото» (Неканонические книги, 3 Ездр. 8:2). Прах означает здесь как тело человека, так и его душу. И тело, и душа, по моему мнению, были едины, как бы слиты вместе, но после того, как Бог вдунул в человека дыхание жизни, то человек, ожив, стал душою живою (Быт. 2:7). Если Бог сотворил человека по образу и по подобию Своему, то, значит, разум, а также совесть, воля и чувства переданы человеку автоматически, и это отличает его от всех творений. Но до сих пор остается тайной, каким образом Бог вложил Свой интеллектуальный потенциал (разум, в котором есть воля, совесть, чувства) в первого человека в форме сознания. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконии.29:29). Несомненно, может, Бог кому-то и откроет это, дав откровение. Но на сегодняшний день всю глубину этого вопроса мы можем почерпнуть в Библии, где об этом сказано очень кратко, через повествования мужа Божьего - Моисея. Человек был сотворен и создан по образу и по подобию Божиему, и все в нем хранится как тайна и закрыто Господом. Я думаю, душа (сознание) первых людей, то, кем себя человек представлял в совокупности с телом, запечатлела в себе все обретенные чувства через жизнь с Богом, находясь в необычном саду, прочувствовав и приобретя особые навыки. Через жизнь в Едемском саду она обрела начальный опыт, и именно такое состояние и стало образовавшимся духом человека (Зах. 12:1), потому что и душа и тело были в единой гармонии.
Отсюда, понятно что дух в человеке находится в глубине души (сознания) в спящем состоянии, приравнимое к смерти духовной (Еф.5:14), ожидая в Новозаветний период рождения от Духа Святого (Ин.3:6). В связи с этим возникает вновь встречный вопрос: где и когда произошло образование духа, души и тела (Ев. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20)? Если дыхание (Быт. 2:7) от Бога вошло уже в готовое тело (прах), оживив его и сделав живым (тело при полученном дыхании стало душою живою: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7)), то когда и как произошло разделение в человеке на дыхание, дух, душу и тело, отмеченные в посланиях апостола Павла как отдельные живые субстанции (Ев. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; 14:2-4; 14:14-16; Быт. 2:7)? Из Писания следует, что это произошло в момент, когда первые люди вкусили с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17), совершив грех (Быт. 3:6). Таким образом, согласно Писания, при совершении греха дух в человеке умер, или духовно уснул (Еф. 5:14). Душа (сознание) же в гармонии с телом продолжала еще существовать, так как тело, имея в себе дыхание от Бога (Быт. 2:7), оставалось живым даже после согрешения первыми людьми на земле, ведь Адам прожил еще 930 лет, будучи в теле. После грехопадения Адама начальный образ, зародыш духа человеческого остановился в духовном возрастании и пребывает в каждом человеке в состоянии сна (уподобляющегося духовной смерти (Еф. 5:14)), но при пробуждении или рождении свыше (Ин.3:6), имея в себе совершенную Божью природу, он мгновенно учится всему от Духа Святого. Но, сразу возникает и любопытный вопрос, а где находится душа в человеке? Исследуя Писание, я нахожу, что душа (сознание от Бога, в котором воля, чувства, совесть) в которой духовно спящий дух (Еф.5:14), пребывает в крови:
Авторитетная книга «Справочная Библия Ч.И. Скоуфилда 1909 года» называет душу еврейским словом «Нефеш», что означает «Душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает «всякую осознающую себя жизнь» в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу» (см. стихи 26 и 27, примеч. 1:26). В Книге Бытия 1:26-27 приводится общее описание сотворения человека, между тем как Быт. 2:7, 21-23 дает более подробное описание. «Душа» подразумевает присутствие сознательной жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. Как уже было написано выше, в этом смысле животные тоже имеют «душу» (Быт. 1:24). Но душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием, чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Святом Писании употребляется почти как синоним слова «душа». Так как человек по определению наделен «душой», то слово «душа» часто используют по отношению к индивидууму (Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти, тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается его воскресением (Ин. 5:28-29; 1 Кор. 15:47-50; Откр.20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых душа и дух осуществля-ют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной природы Адама (Рим.7:23-24)... Данное понимание взято в сокращении из подстрочного примечания стр. 11-12 «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года».
Существование души - неоспоримый факт с точки зрения Библии. Как же подтвердить это с точки зрения науки? Статья под названием «Ученые нашли доказательства существования души» подтверждает факт существования души не только с точки зрения Библии (Евр. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; Быт. 2:7), но и с точки зрения науки. Британские медики, изучая пациентов, перенесших инфаркт и пострадавших в катастрофах, обнаружили поразительный факт. Оказывается, сознание, душа человека, продолжает существовать даже после того, как мозг перестал функционировать, и наступила клиническая смерть! Работа, представленная в Калифорнийском Техническом институте (the California Institute of Technology), развеяла споры о существовании жизни после смерти и такой эфемерной субстанции как человеческая душа (Комментарии взяты из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly»)). Рассмотрев статью под названием «Ученые нашли доказательства существования души», становится понятным что душа сочетается с сознанием. Давайте внимательно, ещё раз процитируем 2 главу 7 стих Книги Бытия, где говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Что здесь означает слово «прах»? Я думаю, в нем сокрыта большая глубина. «Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха (в переносном смысле «прах» - особый состав соединений самых лучших элементов земли, недоступных человеку, чтобы воспроизвести данное соединение в нынешних условиях на земле - прим. автора), из которого бывает золото» (Неканонические книги, 3 Ездр. 8:2). Прах означает здесь как тело человека, так и его душу. И тело, и душа, по моему мнению, были едины, как бы слиты вместе, но после того, как Бог вдунул в человека дыхание жизни, то человек, ожив, стал душою живою (Быт. 2:7). Если Бог сотворил человека по образу и по подобию Своему, то, значит, разум, а также совесть, воля и чувства переданы человеку автоматически, и это отличает его от всех творений. Но до сих пор остается тайной, каким образом Бог вложил Свой интеллектуальный потенциал (разум, в котором есть воля, совесть, чувства) в первого человека в форме сознания. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконии.29:29). Несомненно, может, Бог кому-то и откроет это, дав откровение. Но на сегодняшний день всю глубину этого вопроса мы можем почерпнуть в Библии, где об этом сказано очень кратко, через повествования мужа Божьего - Моисея. Человек был сотворен и создан по образу и по подобию Божиему, и все в нем хранится как тайна и закрыто Господом. Я думаю, душа (сознание) первых людей, то, кем себя человек представлял в совокупности с телом, запечатлела в себе все обретенные чувства через жизнь с Богом, находясь в необычном саду, прочувствовав и приобретя особые навыки. Через жизнь в Едемском саду она обрела начальный опыт, и именно такое состояние и стало образовавшимся духом человека (Зах. 12:1), потому что и душа и тело были в единой гармонии.
Отсюда, понятно что дух в человеке находится в глубине души (сознания) в спящем состоянии, приравнимое к смерти духовной (Еф.5:14), ожидая в Новозаветний период рождения от Духа Святого (Ин.3:6). В связи с этим возникает вновь встречный вопрос: где и когда произошло образование духа, души и тела (Ев. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20)? Если дыхание (Быт. 2:7) от Бога вошло уже в готовое тело (прах), оживив его и сделав живым (тело при полученном дыхании стало душою живою: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7)), то когда и как произошло разделение в человеке на дыхание, дух, душу и тело, отмеченные в посланиях апостола Павла как отдельные живые субстанции (Ев. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; 14:2-4; 14:14-16; Быт. 2:7)? Из Писания следует, что это произошло в момент, когда первые люди вкусили с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17), совершив грех (Быт. 3:6). Таким образом, согласно Писания, при совершении греха дух в человеке умер, или духовно уснул (Еф. 5:14). Душа (сознание) же в гармонии с телом продолжала еще существовать, так как тело, имея в себе дыхание от Бога (Быт. 2:7), оставалось живым даже после согрешения первыми людьми на земле, ведь Адам прожил еще 930 лет, будучи в теле. После грехопадения Адама начальный образ, зародыш духа человеческого остановился в духовном возрастании и пребывает в каждом человеке в состоянии сна (уподобляющегося духовной смерти (Еф. 5:14)), но при пробуждении или рождении свыше (Ин.3:6), имея в себе совершенную Божью природу, он мгновенно учится всему от Духа Святого. Но, сразу возникает и любопытный вопрос, а где находится душа в человеке? Исследуя Писание, я нахожу, что душа (сознание от Бога, в котором воля, чувства, совесть) в которой духовно спящий дух (Еф.5:14), пребывает в крови: