Глава I.
Праотцы до потопа (Быт.5).
1.Возраст при рождении старшего сына. 2. Остаток. 3.Полный возраст. 4.Год рождения после сотворения Адама. 5.Год смерти.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имена 1 2 3 4 5
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда начался потоп земли, Ной был от роду
(Быт.7,11) 600 от Адама до потопа 1656
Из этой схемы видно, что Адам умер, когда Ламех, отец Ноя, был ещё жив. Ной, следовательно, получил от своего отца точные сведения о древнейшей истории человечества. Он же передал их своим потомкам, жившим после потопа. Мафусал, достигший самого высокого человеческого возраста, умер в том же году, как начался потоп. Он жил вместе с Адамом 243 года, а с Ноем 600 лет.
Глава II.
Праотцы после потопа до призвания Аврама (Быт.11, 10-26).
1.Возраст при рождении старшего сына. 2. Остаток. 3.Полный возраст. 4.Год рождения после сотворения Адама. 5.Год смерти.
Имена 1 2 3 4 5
1Сим ............................ ............................ 100 500 600 1556 2156
2Арфаксад .......................................... 35 403 438 1656 2094
3Сала ... ............................ 30 403 433 1691 2124
4Евер .......................................... 34 430 464 1721 2185
5Фалек .......................................... 30 209 239 1755 1994
6Рагав .......................................... 32 207 239 1785 2024
7Серух.......................................... 30 200 230 1817 2047
8Нахор.......................................... 29 119 148 1847 1995
9Оарра.......................................... 70 135 205 1876 2081
10Рождение Аврама(2008) ........................................ - -- - 1946 -
11Призвание Аврама(2083) ........................................ - -- - 2021 -
Из вышеизложенного материала, необходимо, повторно отметить, сделанные на сегодняшний день открытия заставили учёных, независимо от их религиозной принадлежности, признать историчность повествований, относящихся к патриархам. Вновь, обратимся к книге Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства». Известный в научных кругах Миллар Барроуз из Йельского университета отмечает: «Для точной оценки положения следует различать два вида подтверждений общие и частные. Общие подтверждения связаны с совместимостью и не обязаны содержать окончательного обоснования конкретных подробностей. Многие из обсуждавшихся ранее пояснений и иллюстраций можно рассматривать также как общие подтверждения. Картина соответствует раме; мелодия и аккомпанемент находятся в гармонии друг с другом. Сила таких доказательств возрастает по мере их накопления. Чем больше мы обнаруживаем соответствий между библейской картиной прошлого и археологическими находками, тем сильнее наше впечатление общей подлинности, даже если эти соответствия - косвенного характера. Легенда или вымысел в таком случае непременно бы выдали себя анахронизмами и несоответствиями». Уильям Ф. Олбрайт, один из самых знаменитых археологов, заявляет: «Нет никакого сомнения, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам». Он пишет далее: «Чрезмерный скептицизм, с которым относились к Библии известные исторические школы 18 и 19 века, в некоторых своих частях до сих пор иногда даёт о себе знать. Однако время опровергает его всё больше и больше, Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника». «Археологические открытия, сделанные с 1925 года, опровергли взгляды(неверия). Кроме считанных твёрдо каменных учёных старшего поколения, вряд ли найдётся хотя бы один историк Библии, на которого не произвели бы глубокого впечатления, быстро накапливающиеся данные, подтверждающие, насколько, по существу, историчны предания патриархов».
Важной находкой для исследователей Библии стали обнаруженные археологами таблички царства Эблы. Это открытие было сделано в северной Сирии двумя профессорами Римского университета: Паоло Маттиа, археологом, и Джованни Петинато, специалистом по надписям. Раскопки в Тел Мардих начались в 1964 году. В 1968 году была обнаружена статуя царя Иббит-Лима. В надписи на статуе упоминалась богиня Иштар, «ярко сияющая в Эбле». В царстве Эбла в момент его расцвета в 2300 г. до Р.Х. жило 260000 человек. Оно было разрушено в 2250 г. до Р.Х. Нарамсином, внуком Саргона Великого. С 1974 года было обнаружено более 17000 табличек эпохи царства Эбла. Таблички, найденные в Эбле, содержат изощрённые описания юридических процедур и законов. Многие из них весьма сходны с кодексом Второзакония(см., например, Втор.22:22-30), который критики относили к весьма позднему периоду. Ещё один пример важности этих находок относится к 14 главе книги Бытия, которая в течении долгих лет считалась исторически ненадёжной. Победа Авраама над Кедорлаомером и месопотамскими царями считалось вымыслом, а пять городов Равнины(Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) - легендарными.
В архивах Эблы, однако, были обнаружены ссылки на все эти пять городов, а на одной табличке они перечислены в том же порядке, что в книге Бытия 14. Содержание табличек отражает культуру патриархального периода и описывает - как и книга Бытия - процветание этой области до катастрофы, о которой повествуется в Быт.19. Книга Бытия возводит родословную Израиля к Месопотамии. Археологические находки подтверждают этот факт. Один из самых знаменитых археологов Олбрайт пишет, что «нельзя всерьёз сомневаться в том, что еврейские предания верно прослеживают родословную патриархов прямо до долины Балих в северо-западной Месопатамии». Библейские данные здесь совпадают с археологией, со свидетельствами об миграции древних обитателей Месопотамии. Согласно Писанию, до строительства Вавилонской башни «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт.11:1). После того, как башня была разрушена, Бог смешал язык всей земли (Быт.11:9). Многие современные лингвисты считают подобное происхождение языков мира вполне вероятным. Альфредо Тромбетти говорил, что может доказать общее происхождение всех языков. Такого же мнения держался Макс Мюллер. А Отто Йесперсен прямо считал, что язык был непосредственно дан первым людям Богом. В родословной Исава упоминаются хорреяне (Быт.36:20). Некогда считалось, что этот народ жил в пещерах, так как слово «пещера» звучало одинаково на древнееврейском и на хорреянском языке. Недавние открытия, однако, показали, что это был сильный и воинственный народ, обитавший на ближнем Востоке во времена патриархов. Во время раскопок Иерихона (1930-1936) археолог Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счёл нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и ещё двумя членами экспедиции. Он пишет об этом открытии следующее: «Что же до главного факта, то в нём, таким образом, не остаётся ни каких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причём полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Почему этот факт столь необычен? Дело в том, что стены городов не падают наружу они падают вовнутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина мы читаем: «...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны и взяли город» (Иис. Нав.6:19). Эти стены упали наружу. Юлий Вельхаузен, известный исследователь Библии, живший в XIX веке, считал, что упоминание о сосуде для омовения, изготовленном из бронзовых зеркал является позднейщей вставкой в обрядовые законы Моисея в гораздо более позднего периода (500 г. до Р.Х.). Эта точка зрения лишена достаточных оснований. Бронзовые зеркала были обнаружены археологами при раскопках так называемого Имперского периода истории Египта (1500-1400 г. до Р.Х.), т.е. во времена Моисея и Исхода (1500-1400 г. до Р.Х.). Также, находки в Эбле показали, что в тех местах, где жили Моисей и патриархи, за тысячу лет до них законы, обычаи и события фиксировались в письменном виде.
Праотцы до потопа (Быт.5).
1.Возраст при рождении старшего сына. 2. Остаток. 3.Полный возраст. 4.Год рождения после сотворения Адама. 5.Год смерти.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имена 1 2 3 4 5
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Адам......................................................... 130 800 930 1 930
- Сиф.......................................................... 105 807 912 130 1042
- Енос......................................................... 90 815 905 235 1140
- Каинан..................................................... 70 840 910 325 1235
- Малелеил................................................. 65 830 895 395 1290
- Иаред....................................................... 162 800 962 460 1422
- Енох......................................................... 65 300 365 622 987
- Мафусал................................................... 187 782 969 687 1656
- Ламех....................................................... 182 595 777 874 1651
- Ной........................................................... 500 450 950 1056 2006
Когда начался потоп земли, Ной был от роду
(Быт.7,11) 600 от Адама до потопа 1656
Из этой схемы видно, что Адам умер, когда Ламех, отец Ноя, был ещё жив. Ной, следовательно, получил от своего отца точные сведения о древнейшей истории человечества. Он же передал их своим потомкам, жившим после потопа. Мафусал, достигший самого высокого человеческого возраста, умер в том же году, как начался потоп. Он жил вместе с Адамом 243 года, а с Ноем 600 лет.
Глава II.
Праотцы после потопа до призвания Аврама (Быт.11, 10-26).
1.Возраст при рождении старшего сына. 2. Остаток. 3.Полный возраст. 4.Год рождения после сотворения Адама. 5.Год смерти.
Имена 1 2 3 4 5
1Сим ............................ ............................ 100 500 600 1556 2156
2Арфаксад .......................................... 35 403 438 1656 2094
3Сала ... ............................ 30 403 433 1691 2124
4Евер .......................................... 34 430 464 1721 2185
5Фалек .......................................... 30 209 239 1755 1994
6Рагав .......................................... 32 207 239 1785 2024
7Серух.......................................... 30 200 230 1817 2047
8Нахор.......................................... 29 119 148 1847 1995
9Оарра.......................................... 70 135 205 1876 2081
10Рождение Аврама(2008) ........................................ - -- - 1946 -
11Призвание Аврама(2083) ........................................ - -- - 2021 -
Из вышеизложенного материала, необходимо, повторно отметить, сделанные на сегодняшний день открытия заставили учёных, независимо от их религиозной принадлежности, признать историчность повествований, относящихся к патриархам. Вновь, обратимся к книге Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства». Известный в научных кругах Миллар Барроуз из Йельского университета отмечает: «Для точной оценки положения следует различать два вида подтверждений общие и частные. Общие подтверждения связаны с совместимостью и не обязаны содержать окончательного обоснования конкретных подробностей. Многие из обсуждавшихся ранее пояснений и иллюстраций можно рассматривать также как общие подтверждения. Картина соответствует раме; мелодия и аккомпанемент находятся в гармонии друг с другом. Сила таких доказательств возрастает по мере их накопления. Чем больше мы обнаруживаем соответствий между библейской картиной прошлого и археологическими находками, тем сильнее наше впечатление общей подлинности, даже если эти соответствия - косвенного характера. Легенда или вымысел в таком случае непременно бы выдали себя анахронизмами и несоответствиями». Уильям Ф. Олбрайт, один из самых знаменитых археологов, заявляет: «Нет никакого сомнения, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам». Он пишет далее: «Чрезмерный скептицизм, с которым относились к Библии известные исторические школы 18 и 19 века, в некоторых своих частях до сих пор иногда даёт о себе знать. Однако время опровергает его всё больше и больше, Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника». «Археологические открытия, сделанные с 1925 года, опровергли взгляды(неверия). Кроме считанных твёрдо каменных учёных старшего поколения, вряд ли найдётся хотя бы один историк Библии, на которого не произвели бы глубокого впечатления, быстро накапливающиеся данные, подтверждающие, насколько, по существу, историчны предания патриархов».
Важной находкой для исследователей Библии стали обнаруженные археологами таблички царства Эблы. Это открытие было сделано в северной Сирии двумя профессорами Римского университета: Паоло Маттиа, археологом, и Джованни Петинато, специалистом по надписям. Раскопки в Тел Мардих начались в 1964 году. В 1968 году была обнаружена статуя царя Иббит-Лима. В надписи на статуе упоминалась богиня Иштар, «ярко сияющая в Эбле». В царстве Эбла в момент его расцвета в 2300 г. до Р.Х. жило 260000 человек. Оно было разрушено в 2250 г. до Р.Х. Нарамсином, внуком Саргона Великого. С 1974 года было обнаружено более 17000 табличек эпохи царства Эбла. Таблички, найденные в Эбле, содержат изощрённые описания юридических процедур и законов. Многие из них весьма сходны с кодексом Второзакония(см., например, Втор.22:22-30), который критики относили к весьма позднему периоду. Ещё один пример важности этих находок относится к 14 главе книги Бытия, которая в течении долгих лет считалась исторически ненадёжной. Победа Авраама над Кедорлаомером и месопотамскими царями считалось вымыслом, а пять городов Равнины(Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) - легендарными.
В архивах Эблы, однако, были обнаружены ссылки на все эти пять городов, а на одной табличке они перечислены в том же порядке, что в книге Бытия 14. Содержание табличек отражает культуру патриархального периода и описывает - как и книга Бытия - процветание этой области до катастрофы, о которой повествуется в Быт.19. Книга Бытия возводит родословную Израиля к Месопотамии. Археологические находки подтверждают этот факт. Один из самых знаменитых археологов Олбрайт пишет, что «нельзя всерьёз сомневаться в том, что еврейские предания верно прослеживают родословную патриархов прямо до долины Балих в северо-западной Месопатамии». Библейские данные здесь совпадают с археологией, со свидетельствами об миграции древних обитателей Месопотамии. Согласно Писанию, до строительства Вавилонской башни «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт.11:1). После того, как башня была разрушена, Бог смешал язык всей земли (Быт.11:9). Многие современные лингвисты считают подобное происхождение языков мира вполне вероятным. Альфредо Тромбетти говорил, что может доказать общее происхождение всех языков. Такого же мнения держался Макс Мюллер. А Отто Йесперсен прямо считал, что язык был непосредственно дан первым людям Богом. В родословной Исава упоминаются хорреяне (Быт.36:20). Некогда считалось, что этот народ жил в пещерах, так как слово «пещера» звучало одинаково на древнееврейском и на хорреянском языке. Недавние открытия, однако, показали, что это был сильный и воинственный народ, обитавший на ближнем Востоке во времена патриархов. Во время раскопок Иерихона (1930-1936) археолог Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счёл нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и ещё двумя членами экспедиции. Он пишет об этом открытии следующее: «Что же до главного факта, то в нём, таким образом, не остаётся ни каких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причём полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Почему этот факт столь необычен? Дело в том, что стены городов не падают наружу они падают вовнутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина мы читаем: «...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны и взяли город» (Иис. Нав.6:19). Эти стены упали наружу. Юлий Вельхаузен, известный исследователь Библии, живший в XIX веке, считал, что упоминание о сосуде для омовения, изготовленном из бронзовых зеркал является позднейщей вставкой в обрядовые законы Моисея в гораздо более позднего периода (500 г. до Р.Х.). Эта точка зрения лишена достаточных оснований. Бронзовые зеркала были обнаружены археологами при раскопках так называемого Имперского периода истории Египта (1500-1400 г. до Р.Х.), т.е. во времена Моисея и Исхода (1500-1400 г. до Р.Х.). Также, находки в Эбле показали, что в тех местах, где жили Моисей и патриархи, за тысячу лет до них законы, обычаи и события фиксировались в письменном виде.