«И изрёк Бог все слова сии, говоря:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
А день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали.
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход.20:1:20).(Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
В книге Николая Порублева, говорится о том, что по сей день богобоязненные евреи стараются исполнять заповеди Божии. Несмотря на закон и чудесные Божии дела в истории Израиля, Библия свидетельствует о том, что у этого народа постоянно шла борьба между чистым, этическим монотеизмом и грубым идолопоклонством. Господь посылал пророков, которые обличали вероотступников и призывали их держаться веры в единого истинного Бога. Но они продолжали отходить от Господа. Отпадения были частыми явлениями в общественной и личной жизни израильтян. В наказание Бог неоднократно позволял соседним языческим царствам побеждать и жестоко угнетать евреев, что заставляло их покаяться. В библейской истории Израиля мы видим великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили Господу. Они напоминали о грядущем Мессии (Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала. Поэтому следующим важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя для Своего народа. Мы видим мессианскую тему Ветхого Завета в книгах Моисея, исторических повестях и особенно в учении пророков. Израильский народ ожидал пришествия Мессии. Многие из иудеев ожидают его до сих пор. В библейской истории Израиля мы видим великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили Господу. Они напоминали о грядущем Мессии (Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала. Мессия (греческая передача евр. «машиах») – помазанник. Ин.1:41. Помазанник (евр. «машиах») – букв. «тот, кто помазан маслом оливы». В эпоху Ветхого Завета это слово обозначало царя (так как возведение в царское достоинство совершалось через помазание оливковым маслом – ср. 1Цар.10:1, 1Цар.16:1-13). 2Цар.1:14). После падения Иудейского царства слово «помазанник» стало обозначать Царя Последних Времён, чей приход столь напряженно ожидался евреями на пороге Нового Завета. На греческий язык это слово было переведено как «Христос». Имя: Иисус, обозначает - «Бог спасает!»(евр.Иешуа(Иисус)-Иегошуа-Бог спасёт).
Поэтому, вновь, необходимо отметить, важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя для Своего народа, Спасителя.
Глубочайшим потрясением явилось для древних израильтян почти полное разрушение их национальной жизни в VIII и VI вв. до Р.Х. Сперва Господь позволил ассирийскому царю Салманассару в 722 г. взять столицу царства Израильского, Самарию, разорить все это царство и переселить большинство жителей в Ассирию. Перед падением Самарии пророки Осия, Михей и Исаия призывали народ Божий к покаянию. Затем, в 587 г., Господь послал против Иерусалима вавилонского царя Навуходоносора, который взял город, разрушил его до основания и переселил много вельмож и простого народа в Вавилонию. Тогда от имени Господа проповедовали пророки Иеремия и Иезекииль. Во время разорения Израильского и Иудейского царств погибло великое множество людей. Построенный Соломоном иерусалимский храм был стёрт с лица земли. Враги разграбили его, отправив в Вавилон все драгоценности и богослужебные сосуды. Пророки заранее предупреждали царей, священников и народ о том, что Господь накажет их за злые дела и отступление от Господа. Однако те продолжали упорствовать и всё больше нарушать заповеди Божии. Трагические события обоих царств были уроком для иудеев, попавших в Вавилонию. Находясь среди язычников, многие из них стали серьезнее относится к Слову Божию. Они начали собираться по субботам для чтения закона и обсуждения того, что говорили пророки. Так основались первые синагоги. Господь не сделал вавилонское пленение постоянным. По милости Своей и ввиду обещания послать на землю Мессию Он побудил персидского царя Кира (ок.559 – 530 гг. до Р.Х.) дать иудеям свободу и восстановить их национальную жизнь в обетованной земле. В 515 г. до Р. Х. Вернувшиеся иудеи построили новый храм. Хотя он не был столь славным, как храм, построенный Соломоном, однако он сделался центром национальной жизни и религии. О строительстве стен Иерусалима и храма рассказывают книги Ездры и Неемии, а также пророки Аггей и Захария. Однако не все иудеи пожелали вернуться домой. Многие остались в Вавилонии и впоследствии сыграли важную роль в сохранении еврейской культуры и развитии современного иудаизма. Неканонические книги и другие источники дают более детальные сведения о междузаветном периоде истории Иудеи, как эта страна стала называться позже. Со времени возвращения иудеев из Вавилона до разгрома Персии Александром Македонским в 333 г. до Р. Х. Палестиной управляли персидские наместники. Это было сравнительно спокойное время. Александр правил своей империей, включавшей Иудею, около десяти лет. После его смерти в 323 г. до Р. Х. Генералы Александра Македонского поделили завоеванные территории на четыре части. С того времени для палестинских евреев начался тяжёлый период из-за борьбы за власть между династией Птолемеев, которая правила Египтом, и династией Селевкидов, царствовавшей в Сирии. Палестина была полем битвы между этими династиями и часто переходила из одних рук в другие. Правители стремились к распрастранению на завоеванной территории греческой культуры и религии. Этой цели они стремились достичь насильственным путём. Особенно варварски действовал последний правитель Иудеи. Это был царь государства Селевкидов Антиох IV (175 - 162 до Р. Х.), называвший себя Епифаном, буквально: явлением бога Зевса. Он начал с того, что стал принуждать евреев принять греческую религию. Потом, когда был убит первосвященник Онаний III, Антиох дважды продовал первосвященство недостойным священникам – сначала Иасону, а потом Менелаю. Затем он ограбил иерусалимский храм, чем вызвал большое возмущение среди народа. Так как народ не успокаивался, Антиох послал против него армию, которая убила многих жителей и опустошила город. По повелению Антиоха были прекращены богослужения в храме, запрещено обрезание мальчиков, сжигались копии Священного Писания. Наконец, Антиох превзошёл все свои прежние беззакония. Он устроил в Божием храме богослужение греческому богу Зевсу и повелел приносить ему в жертву свиней на святом жертвеннике храма. Во всей истории еврейского народа не было ничего более оскорбительного для евреев, чем мерзости, совершенные Антиохом. Это осквернение известно среди иудеев как мерзость запустения. Многие из них были в те дни замучены и убиты за отказ поклоняться Зевсу. Все это привело иудеев в 167 г. до Р. Х. к востанию против Селевкидов под предводительством священника Маттафии и его пяти сыновей: Иоанна, Симона, Иуды, Елеазара и Ионафана. Маттафия и его сыновья смогли освободить Иудею от власти северной династии греков и сами стали правителями Иудеи, сделавшись также и первосвященниками. После смерти пяти сыновей Маттафии вплоть до 63 г. до Р.Х. страной управляли их потомки. Этот период иудейской истории называется хасмонейским (по имени Хасмона – родоначальника семьи, из которой вышел Маттафия), или маккавейским (одного из сыновей Маттафии, Иуду, за успешные битвы против врагов прозвали Маккавей – молот).
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
А день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали.
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход.20:1:20).(Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
В книге Николая Порублева, говорится о том, что по сей день богобоязненные евреи стараются исполнять заповеди Божии. Несмотря на закон и чудесные Божии дела в истории Израиля, Библия свидетельствует о том, что у этого народа постоянно шла борьба между чистым, этическим монотеизмом и грубым идолопоклонством. Господь посылал пророков, которые обличали вероотступников и призывали их держаться веры в единого истинного Бога. Но они продолжали отходить от Господа. Отпадения были частыми явлениями в общественной и личной жизни израильтян. В наказание Бог неоднократно позволял соседним языческим царствам побеждать и жестоко угнетать евреев, что заставляло их покаяться. В библейской истории Израиля мы видим великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили Господу. Они напоминали о грядущем Мессии (Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала. Поэтому следующим важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя для Своего народа. Мы видим мессианскую тему Ветхого Завета в книгах Моисея, исторических повестях и особенно в учении пророков. Израильский народ ожидал пришествия Мессии. Многие из иудеев ожидают его до сих пор. В библейской истории Израиля мы видим великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили Господу. Они напоминали о грядущем Мессии (Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала. Мессия (греческая передача евр. «машиах») – помазанник. Ин.1:41. Помазанник (евр. «машиах») – букв. «тот, кто помазан маслом оливы». В эпоху Ветхого Завета это слово обозначало царя (так как возведение в царское достоинство совершалось через помазание оливковым маслом – ср. 1Цар.10:1, 1Цар.16:1-13). 2Цар.1:14). После падения Иудейского царства слово «помазанник» стало обозначать Царя Последних Времён, чей приход столь напряженно ожидался евреями на пороге Нового Завета. На греческий язык это слово было переведено как «Христос». Имя: Иисус, обозначает - «Бог спасает!»(евр.Иешуа(Иисус)-Иегошуа-Бог спасёт).
Поэтому, вновь, необходимо отметить, важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя для Своего народа, Спасителя.
Глубочайшим потрясением явилось для древних израильтян почти полное разрушение их национальной жизни в VIII и VI вв. до Р.Х. Сперва Господь позволил ассирийскому царю Салманассару в 722 г. взять столицу царства Израильского, Самарию, разорить все это царство и переселить большинство жителей в Ассирию. Перед падением Самарии пророки Осия, Михей и Исаия призывали народ Божий к покаянию. Затем, в 587 г., Господь послал против Иерусалима вавилонского царя Навуходоносора, который взял город, разрушил его до основания и переселил много вельмож и простого народа в Вавилонию. Тогда от имени Господа проповедовали пророки Иеремия и Иезекииль. Во время разорения Израильского и Иудейского царств погибло великое множество людей. Построенный Соломоном иерусалимский храм был стёрт с лица земли. Враги разграбили его, отправив в Вавилон все драгоценности и богослужебные сосуды. Пророки заранее предупреждали царей, священников и народ о том, что Господь накажет их за злые дела и отступление от Господа. Однако те продолжали упорствовать и всё больше нарушать заповеди Божии. Трагические события обоих царств были уроком для иудеев, попавших в Вавилонию. Находясь среди язычников, многие из них стали серьезнее относится к Слову Божию. Они начали собираться по субботам для чтения закона и обсуждения того, что говорили пророки. Так основались первые синагоги. Господь не сделал вавилонское пленение постоянным. По милости Своей и ввиду обещания послать на землю Мессию Он побудил персидского царя Кира (ок.559 – 530 гг. до Р.Х.) дать иудеям свободу и восстановить их национальную жизнь в обетованной земле. В 515 г. до Р. Х. Вернувшиеся иудеи построили новый храм. Хотя он не был столь славным, как храм, построенный Соломоном, однако он сделался центром национальной жизни и религии. О строительстве стен Иерусалима и храма рассказывают книги Ездры и Неемии, а также пророки Аггей и Захария. Однако не все иудеи пожелали вернуться домой. Многие остались в Вавилонии и впоследствии сыграли важную роль в сохранении еврейской культуры и развитии современного иудаизма. Неканонические книги и другие источники дают более детальные сведения о междузаветном периоде истории Иудеи, как эта страна стала называться позже. Со времени возвращения иудеев из Вавилона до разгрома Персии Александром Македонским в 333 г. до Р. Х. Палестиной управляли персидские наместники. Это было сравнительно спокойное время. Александр правил своей империей, включавшей Иудею, около десяти лет. После его смерти в 323 г. до Р. Х. Генералы Александра Македонского поделили завоеванные территории на четыре части. С того времени для палестинских евреев начался тяжёлый период из-за борьбы за власть между династией Птолемеев, которая правила Египтом, и династией Селевкидов, царствовавшей в Сирии. Палестина была полем битвы между этими династиями и часто переходила из одних рук в другие. Правители стремились к распрастранению на завоеванной территории греческой культуры и религии. Этой цели они стремились достичь насильственным путём. Особенно варварски действовал последний правитель Иудеи. Это был царь государства Селевкидов Антиох IV (175 - 162 до Р. Х.), называвший себя Епифаном, буквально: явлением бога Зевса. Он начал с того, что стал принуждать евреев принять греческую религию. Потом, когда был убит первосвященник Онаний III, Антиох дважды продовал первосвященство недостойным священникам – сначала Иасону, а потом Менелаю. Затем он ограбил иерусалимский храм, чем вызвал большое возмущение среди народа. Так как народ не успокаивался, Антиох послал против него армию, которая убила многих жителей и опустошила город. По повелению Антиоха были прекращены богослужения в храме, запрещено обрезание мальчиков, сжигались копии Священного Писания. Наконец, Антиох превзошёл все свои прежние беззакония. Он устроил в Божием храме богослужение греческому богу Зевсу и повелел приносить ему в жертву свиней на святом жертвеннике храма. Во всей истории еврейского народа не было ничего более оскорбительного для евреев, чем мерзости, совершенные Антиохом. Это осквернение известно среди иудеев как мерзость запустения. Многие из них были в те дни замучены и убиты за отказ поклоняться Зевсу. Все это привело иудеев в 167 г. до Р. Х. к востанию против Селевкидов под предводительством священника Маттафии и его пяти сыновей: Иоанна, Симона, Иуды, Елеазара и Ионафана. Маттафия и его сыновья смогли освободить Иудею от власти северной династии греков и сами стали правителями Иудеи, сделавшись также и первосвященниками. После смерти пяти сыновей Маттафии вплоть до 63 г. до Р.Х. страной управляли их потомки. Этот период иудейской истории называется хасмонейским (по имени Хасмона – родоначальника семьи, из которой вышел Маттафия), или маккавейским (одного из сыновей Маттафии, Иуду, за успешные битвы против врагов прозвали Маккавей – молот).