«Как узнать, когда второе (Ев.9:28) пришествие Иисуса Христа за церковью?»
Следовательно, ап. Павел, имея откровение говорит о том, что дом, есть внешний человек (2Кор.4:16) (хижина (2Кор.5:1-4), или храм), а в хижине или в доме две раздельные комнаты. Следовательно, отсюда, это дух и душа (есть комнаты) (Ев.4:12), но они всецело соединены с домом (с телом) (1Фес.5:22-23).
Вот, места Писания, в подтверждение о душе и духе: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно (Слово) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5:23).
Из вышеизложенного о душе и духе, необходимо, задаться вопросом, а подтверждаются ли знание и учение ап. Павла о душе и духе богословскими трудами и наукой в здравом её понимании на всё существующее?
Я, обнаружил, что на сегодня существует 350 толкований связанное со словом «нефеш» (душа). Первое, по Ч. И. Скоуфилду, душа имеет значение как слово «жизнь». Второе, выражается и несёт, смысл как всецело человек, кем стал первый Адам как душа живая (Быт.2:7). Третий смысл, основываясь на откровении ап. Павла, выражается и как живая субстанция, осознающую себя живой, то есть душа от Бога наделена сознанием и всеми её составляющими волею, совестью, чувствами. Поэтому, ап. Павел в своём учении (Ев.4:12; 1Фес.5:22-23) и выражает душу как раздельную живую бессмертную субстанцию разделяя её от духа в человеке. Я, такое разделение нахожу здравым. Поэтому, такое определение имеет более здравый смысл и его, можно было бы взять за основу в наших размышлениях по теме «как первого и второго воскресения», так и «рождения свыше» (Ин.3:1-12).
Я, думаю, поэтому, с самого начала, прежде чем раскрыть тему рождения свыше (Ин.3:1-12), крайне, необходимо было, постараться понять глубокий смысл пророчества Захарии 12:1: «Господь, распростёрший небо, основавший землю и образовавший (или сформировавший) дух человека внутри него, говорит:..».
Из вышеизложенного, о истории первого человека Адама, Творец, наперед увидел в плане Своего провидения, что первый человек Адам, рано или поздно согрешит по своему формирующему (Зах.12:1) в нём уму (или разуму). Да, Творец Сам мог (это сделать), моментально поменять мышление Адаму, но тогда Бог нарушил бы человеческий суверенитет (как волю, как право выбора, что самому человеку делать и какой путь избрать), человек стал бы просто послушным роботом. А, также, Творец мог - бы, как любящий Отец, каждый раз останавливать Адама с Евой от согрешения и возвращать их на изначальный путь, начав все сначала. Но, моё мнение, результат был бы тот же самый, так как человеку было оставлено право выбирать по его воле (его суверенитету).
Исследовав эту мысль, я пришёл к правильному пониманию о том, чтобы Адаму обрести свой ум (или разум), основанный на практическом навыке и опыте, необходима была реальная жизнь в совете с Богом. «… у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Ев.5:14).
Любой человек, исследовав этот смысл, придёт к окончательному пониманию, что дух, который образовался (Зах.12:1) в Эдеме в первом человеке как человека - божественная индивидуальность, есть сущность Божья. Это образовавшееся (Зах. 12:1) состояние в душе Адама, Кем он являлся всецело как душа живая в гармонии с телом, отличало первого человека от робота (Быт. 2:7).
Это был начальный образ и подобие Божье (Зах.12:1), который умер в Едеме духовно (его предназначение было возрасти в первом человеке Адаме до возраста совершеннолетнего (1Кор.14:20)). Этот акт духовной смерти произошёл в тот момент, когда Адам с Евой вкусили с дерева познания добра и зла, таким образом дух (Зах. 12:1) как человека - божественная индивидуальность в первом Адаме духовно умер (уснув (Еф. 5:14)), остановившись в своём росте (зрелости).
Следовательно, из этой истории с первыми людьми можно сделать вывод; оказывается, дух, как человеческий (1Кор. 2:11; 5:5), о котором говорит апостол Павел (1Кор. 14:2-4; 14:14-16), и Иисус Христос (Ин. 3:6) отличается от дыхания жизни (Быт. 2:7). Таким образом, дух (Зах. 12:1; 1Кор. 2:11; 5:5) в человеке отличается не только от дыхания жизни (Быт. 2:7), но и от души (Ев. 4:12; 1Фес. 5:22-23; 1Кор. 6:19-20).
Цель и моя задача, как автора коллективного труда (церкви), чтобы читатель из любой деноминации христиан за короткий срок, смог бы, обрести здравое представление о душе как о сознании (еврейское слово «Нефеш») в которой совесть (как первый признак стыда (Быт.3:7)), воля, чувства которую Бог вложил в первого Адама, а также приходящий к Богу человек, должен был, постараться понять пророческое послание Захарии 12:1: «Господь, распростёрший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:..» (Захария 12:1). Следовательно, отсюда, уже иметь здравое представление и о дыхании жизни (Быт.2:7).
Я, думаю, что читающий, вникнув, поймёт, что, апостол Павел в Новозаветный период, получив откровение от Иисуса Христа («...Ибо и я принял его (Евангелие) и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал.1:12)), открыл тайну о том, что человек состоит из души, духа и тела (Ев. 4:12; 1Фес. 5:22-23; 1Кор. 6:20). Поэтому, душа любого человека не умирает за счёт живущего в ней духа (Ин.3:6; 1Кор.2:11; 5:5; 14:14-16; 14:2-4; Рим.8:15-16), который был образован (или сформирован) (Зах.12:1) в Эдеме в период, когда Адам ещё жил вечно. Этот дух вечен (Зах.12:1), убить его невозможно, он спит (духовная смерть (Еф. 5:14)) в душе каждого человека (так как лишен прямой связи с Богом в связи с грехопадением первого Адама). Он (дух Зах.12:1), напоминает о себе, только в том случае, когда душа покидает физическое тело.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7)
Вот, места Писания, ещё раз в подтверждение о душе (Ев.4:12; 1Фес.5:22-23), в которой человеческий дух (1Кор.2:11; 5:5; 14:14-16; 14:2-4; Рим.8:15-16), поддерживающей жизнь души и делающей её бессмертной в смертном физическом теле человека: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно (Слово Божие) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс.5:23; 1Кор.6:19-20),
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:19-20).
Из вышеизложенного о душе и духе, необходимо, вновь, задаться вопросом, а подтверждаются ли знание и учение ап. Павла о душе и духе богословскими трудами и наукой в здравом её понимании на всё существующее?
До-исследовав, на сегодня существует 350 толкований связанное со словом «нефеш» (душа). Следовательно, что по Ч. И. Скоуфилду формулировка о том, что душа имеет значение не только как слово «жизнь», второе - выражает всю целостность человека как душа живая.
Но, я нашёл и третье, выражается, также, и как раздельная субстанция в человеке, поэтому, такое понимание нахожу здравым. Следовательно, такое определение имеет более здравый смысл и её можно было бы взять за основу.
Авторитетная книга Библия с примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает «душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек). В Книге Бытия 1:26-27 дается общее описание сотворения человека, между тем как в стихах Книги Бытия 2:7, 21-23 это описание более подробно. Оба отрывка открывают нам следующие факты:
1)Человек был сотворен, а не развился путем эволюции:
а) явственный тезис этот подтвержден Христом (Мат. 19:4; Мар. 10:6);
б) «громадная пропасть, практически бесконечное расхождение» (Хаксли) между самым неразвитым из людей и самым развитым животным подтверждает это;
в) самое высокоразвитое животное не имеет никаких признаков Божественного сознания, лишено религиозной природы;
г) научные открытия нисколько не сузили этой пропасти.
2) Человек сотворен «по образу и подобию Бога». Этот «образ» отразился главным образом в троичности (триединстве) человека и его природы. Человек - это «дух, душа и тело» (1Фес. 5:23). «Дух» в человеке - это та часть, которая «знает» (1Кор. 2:11), которая связывает его с духовным миром и дает ему сознание Бога-Творца. «Душа» подразумевает присутствие сознательной жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. В этом смысле животные тоже имеют «душу» (Быт. 1:24). Но, душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием, чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Писании употребляется почти как синоним слова «душа». Так как человек по определению наделен «душой», то часто пользуются словом «душа» по отношению к индивидууму (см. Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти, тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается Его воскресением (Ин. 5:28-29; 1Кор. 15:47-50; Отк. 20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых душа и дух осуществляют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной природы Адама (Рим. 7:23-24). Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий взят из подстрочного примечания стр. 11-12).
Вот, одно из объяснений, связанное с характерностью души. Это пояснение, взято из выдержки статьи «Что такое душа?», напечатанной в газете «Мир Израилю» г. Сакраменто (приводится в сокращении): «Душа - это отражение сущности человека, заключенное в теле и проявляющееся через него. Любая душа явяется выражением намерений Бога и Его замысла относительно того, как должно выглядеть то или иное творение. Душа человека - самая сложная и возвышенная из всех.
Наши мудрецы говорили так: «У нее есть пять имен:
Нефеш (душа), Руах (дух), Нешама (дыхание), Хая (жизнь)и Йехида (особенность)». Хасиды объясняли наличие у души пяти имен как пяти ступеней или измерений души. Нефеш - основа жизни в физическом смысле; Руах - эмоции и личность человека; Нешама - мысли; Хая - основа воли, желаний решений и веры; Йехида - суть души, ее единения с источником всего, Богом. А сущность души: человек - «часть Бога» (Материал подготовила Шейндл Кроль, март-апрель 2008 г.)
Вот, ещё один из комментария по Ч. И. Скоуфилду к 1Кор.2:14 (о душе). Апостол Павел делит людей на три категории: психикос – «душевных» (Иак.3:15; Иуды19), или «природных», то есть Адамова рода, необновлённых рождением свыше (Ион.3:3; 3:5); пнюматикос - духовных, то есть обновлённых рождением свыше, исполненных Духом и живущих по духу в общении с Богом (Еф.5:18-20); и саркикос – плотских, телесных, то есть обновлённых через возрождение, но живущих по плоти, остающихся младенцами во Христе (1Кор.3:1-4).
Первый (психикос). Природный человек может быть образованным, мягким, красноречивым, обаятельным, но духовное содержание Священного Писания совершенно сокрыто от него;
а второй (саркикос) плотской, телесный, верующий понимает только самые простые истины; он способен переваривать лишь словесное молоко (1Кор.3:2).
Из 1Кор.3:8. Павел опровергает мнение, что он Кифа и Аполлос – противоречащие друг другу богословы и соперничающие между собой основатели сект; нет, «они-одно». См.ст.22 и 1Кор.16:12. Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий к 1Кор.2:14, взят из подстрочного примечания, стр. 1369; 1370).
Существование души и духа находящихся в физическом теле человека, неоспоримый факт с точки зрения Библии: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно (Слово) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5:23),
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20.Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).
Из вышеизложенного, о душе и духе, давайте, дополнительно рассмотрим, и другой, более детальный в пояснении комментарий к Еф.5:23 по Ч. И. Скоуфилду. Человек трёхсоставен. Дух и душа его не есть одно и то же, и это видно хотя бы из того, что они подлежат разделению (Ев.4:12), а также из чёткого различия между ними при погребении тела. Сеется тело душевное (сома психикон – «душа-тело»), а восстаёт духовное (сома пнеуматикон), 1Кор.15:44. Следовательно, утверждать, что между душевным и духовным телом нет разницы, равносильно утверждению, что её нет между смертным телом и тем, которое будет дано нам после воскресения.
В Св. Писании проводится различие между духом и душою, которое можно проследить. Вкратце оно состоит в том, что дух – это та часть человека, которая «знает» (1Кор.2:11), то есть его ум; душа - вместилище привязанностей, желаний, то есть эмоций, и активной человеческой воли, другими словами, нашего «я». «Душа Моя скорбит смертельно» (Мат. 26:38; см. также Мат.11:29 и Иоан.12:27). Ветхозаветное слово нефеш, передаваемое словом «душа», точно соответствует по значению новозаветному психе (греч.), тоже – «душа», и именно в этом смысле (идентичном) и используются оба слова (см. Втор.6:5; 14:26; 1Цар.18:1; 20:4; 20:17; Иов 7:11; 7:15; 14:22; Пс.41:6; 83:3). Новозаветное слово, обозначающее дух, - пнеума, в Ветхом Завете – это руах; оба переводятся как «воздух», «дыхание», «ветер», но чаще всего как «дух», идёт ли речь о Боге (напр., Быт.1:2; Мат.3:16), или о человеке (Быт.41:8; 1Кор.5:5). Именно потому, что человек – «дух», он способен на «осознание» (восприятие) Бога и на общение с Ним (Иов.32:8; Пс.17:29; Пр.20:27); являясь «душой», он обладает самосознанием (Пс.12:3; 41:5-6;12); и будучи «телом», способен посредством данных ему чувств «сознавать» окружающий мир, т. е. воспринимать его. См. Быт.1:26, примечание.
Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий к Еф.5:23, взят из подстрочного примечания, стр. 1434; 1435).
Из вышеизложенного, возникает вопрос, как понять, что значит сознание?
Со-знание. Означает, по сути, то же, что совесть: причастность к Знанию, первоначально - к знанию Истины, Бога. Это слово относится к временам перевода греческих богослужебных книг на славянский язык (около 11-14 века н.э.). В современном языке значение его сделалось более поверхностным, сравните: «потерять сознание». Но, в эзотерической традиции просветленных мастеров до сих пор называют сознательными, осознающими (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
«Что такое вообще есть воля? Богословы называют это творческой деятельностью разума. Но проще сказать, данная Богом свобода выбора поступать по своему желанию, чем человек, как правило, злоупотребляет. В Священном Писании мы находим три вида воли: волю Божию, как благую, угодную и совершенную, волю человеческую и волю дьявола, в которую он уловляет людей» (статья Юрия Жеребилова «Три вида воли», опубликованная в газете «Свет Воскресения», май-июнь 2009 г.).
Что такое разум? Следовательно, сразу, как необходимость, будет для читателя пояснено, что сознание, пребывающее в человеке от Бога в совокупности с телом, является душою живою, кем и был Адам. Душа и тело были одним целым только до момента грехопадения. Сознание отличается от разума человеческого. По словарю Ожегова, «разум» - это способность логически и творчески мыслить, это высшая ступень познавательной деятельности человека, приравниваемая к внутреннему состоянию интеллекта - уму. (Словарь Ожегова).
Из вышеизложенного, я пришёл к мнению, что все существующие словари как Даля, Ушакова и другие (словари иностранных государств), передают почти идентичный смысл по формулировке что значит разум и ум в человеке. Также, необходимо ещё раз сделать акцент (ударение), что светское определение «разума» приемлемо и для верующих. Следовательно, оно дает возможность понять, чем же светский разум как ум, образовавшийся и усовершенствованный без совета и без жизни с Богом, отличается от разума и ума Божьего человека (1Кор. 2:16), в котором содержатся помышления духовные (Рим. 8:6-7). Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Следовательно, часто душу человека отделяют от совести. Но, что же говорит Писание?
Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть, заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25; 2Кор.4:16), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога, напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает. Вот, место из Писания в подтверждение: «...о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15). Отсюда, читатель должен прийти к пониманию, а что значит сердце?
Из вышеизложенного, как понять, что значит сердце? Вникнув, читатель должен понять, что Библия под сердцем подразумевает (не орган, выполняющий функцию насоса в перекачки крови в организме человека, а), это как образ чего-то пережитого и дорогого для человека, в котором смысл его прочувственных мыслей, образовавших внутри (посредством жизни и достигшего опыта) и выходящего наружу в форме слов и поступков. Таким образом, сердце в Библейском понимании, есть помышления выходящее наружу как особое состояние осознанных чувств человека. Этот смысл, подтверждал и Иисус Христос «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… » (Марк.7:21-22). «Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Марк.6:52; Лук.9:47). «... для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Марк.2:8).
Вот, места Писания, в подтверждение о душе и духе: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно (Слово) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5:23).
Из вышеизложенного о душе и духе, необходимо, задаться вопросом, а подтверждаются ли знание и учение ап. Павла о душе и духе богословскими трудами и наукой в здравом её понимании на всё существующее?
Я, обнаружил, что на сегодня существует 350 толкований связанное со словом «нефеш» (душа). Первое, по Ч. И. Скоуфилду, душа имеет значение как слово «жизнь». Второе, выражается и несёт, смысл как всецело человек, кем стал первый Адам как душа живая (Быт.2:7). Третий смысл, основываясь на откровении ап. Павла, выражается и как живая субстанция, осознающую себя живой, то есть душа от Бога наделена сознанием и всеми её составляющими волею, совестью, чувствами. Поэтому, ап. Павел в своём учении (Ев.4:12; 1Фес.5:22-23) и выражает душу как раздельную живую бессмертную субстанцию разделяя её от духа в человеке. Я, такое разделение нахожу здравым. Поэтому, такое определение имеет более здравый смысл и его, можно было бы взять за основу в наших размышлениях по теме «как первого и второго воскресения», так и «рождения свыше» (Ин.3:1-12).
Я, думаю, поэтому, с самого начала, прежде чем раскрыть тему рождения свыше (Ин.3:1-12), крайне, необходимо было, постараться понять глубокий смысл пророчества Захарии 12:1: «Господь, распростёрший небо, основавший землю и образовавший (или сформировавший) дух человека внутри него, говорит:..».
Из вышеизложенного, о истории первого человека Адама, Творец, наперед увидел в плане Своего провидения, что первый человек Адам, рано или поздно согрешит по своему формирующему (Зах.12:1) в нём уму (или разуму). Да, Творец Сам мог (это сделать), моментально поменять мышление Адаму, но тогда Бог нарушил бы человеческий суверенитет (как волю, как право выбора, что самому человеку делать и какой путь избрать), человек стал бы просто послушным роботом. А, также, Творец мог - бы, как любящий Отец, каждый раз останавливать Адама с Евой от согрешения и возвращать их на изначальный путь, начав все сначала. Но, моё мнение, результат был бы тот же самый, так как человеку было оставлено право выбирать по его воле (его суверенитету).
Исследовав эту мысль, я пришёл к правильному пониманию о том, чтобы Адаму обрести свой ум (или разум), основанный на практическом навыке и опыте, необходима была реальная жизнь в совете с Богом. «… у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Ев.5:14).
Любой человек, исследовав этот смысл, придёт к окончательному пониманию, что дух, который образовался (Зах.12:1) в Эдеме в первом человеке как человека - божественная индивидуальность, есть сущность Божья. Это образовавшееся (Зах. 12:1) состояние в душе Адама, Кем он являлся всецело как душа живая в гармонии с телом, отличало первого человека от робота (Быт. 2:7).
Это был начальный образ и подобие Божье (Зах.12:1), который умер в Едеме духовно (его предназначение было возрасти в первом человеке Адаме до возраста совершеннолетнего (1Кор.14:20)). Этот акт духовной смерти произошёл в тот момент, когда Адам с Евой вкусили с дерева познания добра и зла, таким образом дух (Зах. 12:1) как человека - божественная индивидуальность в первом Адаме духовно умер (уснув (Еф. 5:14)), остановившись в своём росте (зрелости).
Следовательно, из этой истории с первыми людьми можно сделать вывод; оказывается, дух, как человеческий (1Кор. 2:11; 5:5), о котором говорит апостол Павел (1Кор. 14:2-4; 14:14-16), и Иисус Христос (Ин. 3:6) отличается от дыхания жизни (Быт. 2:7). Таким образом, дух (Зах. 12:1; 1Кор. 2:11; 5:5) в человеке отличается не только от дыхания жизни (Быт. 2:7), но и от души (Ев. 4:12; 1Фес. 5:22-23; 1Кор. 6:19-20).
Цель и моя задача, как автора коллективного труда (церкви), чтобы читатель из любой деноминации христиан за короткий срок, смог бы, обрести здравое представление о душе как о сознании (еврейское слово «Нефеш») в которой совесть (как первый признак стыда (Быт.3:7)), воля, чувства которую Бог вложил в первого Адама, а также приходящий к Богу человек, должен был, постараться понять пророческое послание Захарии 12:1: «Господь, распростёрший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:..» (Захария 12:1). Следовательно, отсюда, уже иметь здравое представление и о дыхании жизни (Быт.2:7).
Я, думаю, что читающий, вникнув, поймёт, что, апостол Павел в Новозаветный период, получив откровение от Иисуса Христа («...Ибо и я принял его (Евангелие) и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал.1:12)), открыл тайну о том, что человек состоит из души, духа и тела (Ев. 4:12; 1Фес. 5:22-23; 1Кор. 6:20). Поэтому, душа любого человека не умирает за счёт живущего в ней духа (Ин.3:6; 1Кор.2:11; 5:5; 14:14-16; 14:2-4; Рим.8:15-16), который был образован (или сформирован) (Зах.12:1) в Эдеме в период, когда Адам ещё жил вечно. Этот дух вечен (Зах.12:1), убить его невозможно, он спит (духовная смерть (Еф. 5:14)) в душе каждого человека (так как лишен прямой связи с Богом в связи с грехопадением первого Адама). Он (дух Зах.12:1), напоминает о себе, только в том случае, когда душа покидает физическое тело.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7)
Вот, места Писания, ещё раз в подтверждение о душе (Ев.4:12; 1Фес.5:22-23), в которой человеческий дух (1Кор.2:11; 5:5; 14:14-16; 14:2-4; Рим.8:15-16), поддерживающей жизнь души и делающей её бессмертной в смертном физическом теле человека: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно (Слово Божие) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс.5:23; 1Кор.6:19-20),
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:19-20).
Из вышеизложенного о душе и духе, необходимо, вновь, задаться вопросом, а подтверждаются ли знание и учение ап. Павла о душе и духе богословскими трудами и наукой в здравом её понимании на всё существующее?
До-исследовав, на сегодня существует 350 толкований связанное со словом «нефеш» (душа). Следовательно, что по Ч. И. Скоуфилду формулировка о том, что душа имеет значение не только как слово «жизнь», второе - выражает всю целостность человека как душа живая.
Но, я нашёл и третье, выражается, также, и как раздельная субстанция в человеке, поэтому, такое понимание нахожу здравым. Следовательно, такое определение имеет более здравый смысл и её можно было бы взять за основу.
Авторитетная книга Библия с примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает «душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек). В Книге Бытия 1:26-27 дается общее описание сотворения человека, между тем как в стихах Книги Бытия 2:7, 21-23 это описание более подробно. Оба отрывка открывают нам следующие факты:
1)Человек был сотворен, а не развился путем эволюции:
а) явственный тезис этот подтвержден Христом (Мат. 19:4; Мар. 10:6);
б) «громадная пропасть, практически бесконечное расхождение» (Хаксли) между самым неразвитым из людей и самым развитым животным подтверждает это;
в) самое высокоразвитое животное не имеет никаких признаков Божественного сознания, лишено религиозной природы;
г) научные открытия нисколько не сузили этой пропасти.
2) Человек сотворен «по образу и подобию Бога». Этот «образ» отразился главным образом в троичности (триединстве) человека и его природы. Человек - это «дух, душа и тело» (1Фес. 5:23). «Дух» в человеке - это та часть, которая «знает» (1Кор. 2:11), которая связывает его с духовным миром и дает ему сознание Бога-Творца. «Душа» подразумевает присутствие сознательной жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. В этом смысле животные тоже имеют «душу» (Быт. 1:24). Но, душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием, чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Писании употребляется почти как синоним слова «душа». Так как человек по определению наделен «душой», то часто пользуются словом «душа» по отношению к индивидууму (см. Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти, тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается Его воскресением (Ин. 5:28-29; 1Кор. 15:47-50; Отк. 20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых душа и дух осуществляют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной природы Адама (Рим. 7:23-24). Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий взят из подстрочного примечания стр. 11-12).
Вот, одно из объяснений, связанное с характерностью души. Это пояснение, взято из выдержки статьи «Что такое душа?», напечатанной в газете «Мир Израилю» г. Сакраменто (приводится в сокращении): «Душа - это отражение сущности человека, заключенное в теле и проявляющееся через него. Любая душа явяется выражением намерений Бога и Его замысла относительно того, как должно выглядеть то или иное творение. Душа человека - самая сложная и возвышенная из всех.
Наши мудрецы говорили так: «У нее есть пять имен:
Нефеш (душа), Руах (дух), Нешама (дыхание), Хая (жизнь)и Йехида (особенность)». Хасиды объясняли наличие у души пяти имен как пяти ступеней или измерений души. Нефеш - основа жизни в физическом смысле; Руах - эмоции и личность человека; Нешама - мысли; Хая - основа воли, желаний решений и веры; Йехида - суть души, ее единения с источником всего, Богом. А сущность души: человек - «часть Бога» (Материал подготовила Шейндл Кроль, март-апрель 2008 г.)
Вот, ещё один из комментария по Ч. И. Скоуфилду к 1Кор.2:14 (о душе). Апостол Павел делит людей на три категории: психикос – «душевных» (Иак.3:15; Иуды19), или «природных», то есть Адамова рода, необновлённых рождением свыше (Ион.3:3; 3:5); пнюматикос - духовных, то есть обновлённых рождением свыше, исполненных Духом и живущих по духу в общении с Богом (Еф.5:18-20); и саркикос – плотских, телесных, то есть обновлённых через возрождение, но живущих по плоти, остающихся младенцами во Христе (1Кор.3:1-4).
Первый (психикос). Природный человек может быть образованным, мягким, красноречивым, обаятельным, но духовное содержание Священного Писания совершенно сокрыто от него;
а второй (саркикос) плотской, телесный, верующий понимает только самые простые истины; он способен переваривать лишь словесное молоко (1Кор.3:2).
Из 1Кор.3:8. Павел опровергает мнение, что он Кифа и Аполлос – противоречащие друг другу богословы и соперничающие между собой основатели сект; нет, «они-одно». См.ст.22 и 1Кор.16:12. Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий к 1Кор.2:14, взят из подстрочного примечания, стр. 1369; 1370).
Существование души и духа находящихся в физическом теле человека, неоспоримый факт с точки зрения Библии: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно (Слово) проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:12),
«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5:23),
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20.Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).
Из вышеизложенного, о душе и духе, давайте, дополнительно рассмотрим, и другой, более детальный в пояснении комментарий к Еф.5:23 по Ч. И. Скоуфилду. Человек трёхсоставен. Дух и душа его не есть одно и то же, и это видно хотя бы из того, что они подлежат разделению (Ев.4:12), а также из чёткого различия между ними при погребении тела. Сеется тело душевное (сома психикон – «душа-тело»), а восстаёт духовное (сома пнеуматикон), 1Кор.15:44. Следовательно, утверждать, что между душевным и духовным телом нет разницы, равносильно утверждению, что её нет между смертным телом и тем, которое будет дано нам после воскресения.
В Св. Писании проводится различие между духом и душою, которое можно проследить. Вкратце оно состоит в том, что дух – это та часть человека, которая «знает» (1Кор.2:11), то есть его ум; душа - вместилище привязанностей, желаний, то есть эмоций, и активной человеческой воли, другими словами, нашего «я». «Душа Моя скорбит смертельно» (Мат. 26:38; см. также Мат.11:29 и Иоан.12:27). Ветхозаветное слово нефеш, передаваемое словом «душа», точно соответствует по значению новозаветному психе (греч.), тоже – «душа», и именно в этом смысле (идентичном) и используются оба слова (см. Втор.6:5; 14:26; 1Цар.18:1; 20:4; 20:17; Иов 7:11; 7:15; 14:22; Пс.41:6; 83:3). Новозаветное слово, обозначающее дух, - пнеума, в Ветхом Завете – это руах; оба переводятся как «воздух», «дыхание», «ветер», но чаще всего как «дух», идёт ли речь о Боге (напр., Быт.1:2; Мат.3:16), или о человеке (Быт.41:8; 1Кор.5:5). Именно потому, что человек – «дух», он способен на «осознание» (восприятие) Бога и на общение с Ним (Иов.32:8; Пс.17:29; Пр.20:27); являясь «душой», он обладает самосознанием (Пс.12:3; 41:5-6;12); и будучи «телом», способен посредством данных ему чувств «сознавать» окружающий мир, т. е. воспринимать его. См. Быт.1:26, примечание.
Это определение (в сокрашении) взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». (данный комментарий к Еф.5:23, взят из подстрочного примечания, стр. 1434; 1435).
Из вышеизложенного, возникает вопрос, как понять, что значит сознание?
Со-знание. Означает, по сути, то же, что совесть: причастность к Знанию, первоначально - к знанию Истины, Бога. Это слово относится к временам перевода греческих богослужебных книг на славянский язык (около 11-14 века н.э.). В современном языке значение его сделалось более поверхностным, сравните: «потерять сознание». Но, в эзотерической традиции просветленных мастеров до сих пор называют сознательными, осознающими (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
«Что такое вообще есть воля? Богословы называют это творческой деятельностью разума. Но проще сказать, данная Богом свобода выбора поступать по своему желанию, чем человек, как правило, злоупотребляет. В Священном Писании мы находим три вида воли: волю Божию, как благую, угодную и совершенную, волю человеческую и волю дьявола, в которую он уловляет людей» (статья Юрия Жеребилова «Три вида воли», опубликованная в газете «Свет Воскресения», май-июнь 2009 г.).
Что такое разум? Следовательно, сразу, как необходимость, будет для читателя пояснено, что сознание, пребывающее в человеке от Бога в совокупности с телом, является душою живою, кем и был Адам. Душа и тело были одним целым только до момента грехопадения. Сознание отличается от разума человеческого. По словарю Ожегова, «разум» - это способность логически и творчески мыслить, это высшая ступень познавательной деятельности человека, приравниваемая к внутреннему состоянию интеллекта - уму. (Словарь Ожегова).
Из вышеизложенного, я пришёл к мнению, что все существующие словари как Даля, Ушакова и другие (словари иностранных государств), передают почти идентичный смысл по формулировке что значит разум и ум в человеке. Также, необходимо ещё раз сделать акцент (ударение), что светское определение «разума» приемлемо и для верующих. Следовательно, оно дает возможность понять, чем же светский разум как ум, образовавшийся и усовершенствованный без совета и без жизни с Богом, отличается от разума и ума Божьего человека (1Кор. 2:16), в котором содержатся помышления духовные (Рим. 8:6-7). Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Следовательно, часто душу человека отделяют от совести. Но, что же говорит Писание?
Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть, заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25; 2Кор.4:16), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога, напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает. Вот, место из Писания в подтверждение: «...о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15). Отсюда, читатель должен прийти к пониманию, а что значит сердце?
Из вышеизложенного, как понять, что значит сердце? Вникнув, читатель должен понять, что Библия под сердцем подразумевает (не орган, выполняющий функцию насоса в перекачки крови в организме человека, а), это как образ чего-то пережитого и дорогого для человека, в котором смысл его прочувственных мыслей, образовавших внутри (посредством жизни и достигшего опыта) и выходящего наружу в форме слов и поступков. Таким образом, сердце в Библейском понимании, есть помышления выходящее наружу как особое состояние осознанных чувств человека. Этот смысл, подтверждал и Иисус Христос «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… » (Марк.7:21-22). «Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Марк.6:52; Лук.9:47). «... для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Марк.2:8).