Глубочайшим потрясением явилось для древних израильтян почти полное разрушение их
национальной жизни в VIII и VI вв. до Р.Х. Сперва Господь позволил ассирийскому царю
Салманассару в 722 г. взять столицу царства Израильского, Самарию, разорить все это царство и
переселить большинство жителей в Ассирию. Перед падением Самарии пророки Осия, Михей и
Исаия призывали народ Божий к покаянию. Затем, в 587 г., Господь послал против Иерусалима
вавилонского царя Навуходоносора, который взял город, разрушил его до основания и
переселил много вельмож и простого народа в Вавилонию. Тогда от имени Господа
проповедовали пророки Иеремия и Иезекииль. Во время разорения Израильского и Иудейского
царств погибло великое множество людей. Построенный Соломоном иерусалимский храм был
стёрт с лица земли. Враги разграбили его, отправив в Вавилон все драгоценности и
богослужебные сосуды. Пророки заранее предупреждали царей, священников и народ о том, что
Господь накажет их за злые дела и отступление от Господа. Однако те продолжали упорствовать
и всё больше нарушать заповеди Божии. Трагические события обоих царств были уроком для
иудеев, попавших в Вавилонию. Находясь среди язычников, многие из них стали серьезнее
относится к Слову Божию. Они начали собираться по субботам для чтения закона и обсуждения
того, что говорили пророки. Так основались первые синагоги. Господь не сделал вавилонское
пленение постоянным. По милости Своей и ввиду обещания послать на землю Мессию Он
побудил персидского царя Кира(ок.559 - 530 гг. до Р.Х.) дать иудеям свободу и восстановить их
национальную жизнь в обетованной земле. В 515 г. до Р. Х. Вернувшиеся иудеи построили
новый храм. Хотя он не был столь славным, как храм, построенный Соломоном, однако он
сделался центром национальной жизни и религии. О строительстве стен Иерусалима и храма
рассказывают книги Ездры и Неемии, а также пророки Аггей и Захария. Однако не все иудеи
пожелали вернуться домой. Многие остались в Вавилонии и впоследствии сыграли важную
роль в сохранении еврейской культуры и развитии современного иудаизма. Неканонические
книги и другие источники дают более детальные сведения о междузаветном периоде истории Иудеи,
как эта страна стала называться позже. Со времени возвращения иудеев из Вавилона до разгрома
Персии Александром Македонским в 333 г. до Р. Х. Палестиной управляли персидские
наместники. Это было сравнительно спокойное время. Александр правил своей империей,
включавшей Иудею, около десяти лет. После его смерти в 323 г. до Р. Х. Генералы Александра
Македонского поделили завоеванные территории на четыре части. С того времени для
палестинских евреев начался тяжёлый период из-за борьбы за власть между династией
Птолемеев, которая правила Египтом, и династией Селевкидов, царствовавшей в Сирии.
Палестина была полем битвы между этими династиями и часто переходила из одних рук в
другие. Правители стремились к распрастранению на завоеванной территории греческой
культуры и религии. Этой цели они стремились достичь насильственным путём. Особенно
варварски действовал последний правитель Иудеи. Это был царь государства Селевкидов
Антиох IV (175 - 162 до Р. Х.), называвший себя Епифаном, буквально: явлением бога Зевса. Он
начал с того, что стал принуждать евреев принять греческую религию. Потом, когда был убит
первосвященник Онаний III, Антиох дважды продовал первосвященство недостойным
священникам - сначала Иасону, а потом Менелаю. Затем он ограбил иерусалимский храм, чем
вызвал большое возмущение среди народа. Так как народ не успокаивался, Антиох послал
против него армию, которая убила многих жителей и опустошила город. По повелению Антиоха
были прекращены богослужения в храме, запрещено обрезание мальчиков, сжигались копии
Священного Писания. Наконец, Антиох превзошёл все свои прежние беззакония. Он устроил в
Божием храме богослужение греческому богу Зевсу и повелел приносить ему в жертву свиней
на святом жертвеннике храма. Во всей истории еврейского народа не было ничего более
оскорбительного для евреев, чем мерзости, совершенные Антиохом. Это осквернение известно
среди иудеев как мерзость запустения. Многие из них были в те дни замучены и убиты за отказ
поклоняться Зевсу. Все это привело иудеев в 167 г. до Р. Х. к востанию против Селевкидов под
предводительством священника Маттафии и его пяти сыновей: Иоанна, Симона, Иуды,
Елеазара и Ионафана. Маттафия и его сыновья смогли освободить Иудею от власти северной
династии греков и сами стали правителями Иудеи, сделавшись также и первосвященниками.
После смерти пяти сыновей Маттафии вплоть до 63 г. до Р.Х. страной управляли их потомки.
Этот период иудейской истории называется хасмонейским(по имени Хасмона - родоначальника
семьи, из которой вышел Маттафия), или маккавейским (одного из сыновей Маттафии, Иуду,
за успешные битвы против врагов прозвали Маккавей - молот).
Между 63 г. до Р.Х. и 66 г. по Р.Х. Палестина находилась во власти римлян. Вначале под
протекторатом Римской империи ею управлял первосвященник - маккавей Гиркан II. Затем
прокуратором был поставлен идумеянин Антипатр, который назначил своих сыновей Фазаила
и Ирода на самые значительные государственные посты: первый стал правителем Иудеи,
второй - Галилеи. Гиркан в это время занимал лишь должность первосвященника. В 40 г. до
Р.Х. власть в Иудее с помощью парфян захватил потомок маккавеев Антигон. Он правил
страной как царь и первосвященник до 37 г. до Р.Х. Однако римляне помогли Ироду победить
Антигона и сделали его правителем Палестины. Это был тот самый Ирод, который истребил
младенцев в Вифлееме после рождения Спасителя. Идумеянин Ирод был не по душе иудеям.
Он это хорошо понимал. Желая заслужить расположение иудеев, он взял себе в жёны
Мариамну, внучку маккавейского царя Аристобула II, и кроме того принялся за постройку
замечательных зданий. Ирод построил новый иерусалимский храм, о котором сказано в
Евангелии от Иоанна, что он строился 46 лет (Ин.2:20). Однако с течением времени у Ирода
развилась мания на почве подозрения в заговорах. Он стал подозревать всех, кто был к нему
близок, даже членов своей семьи. Развитию подозрительности Ирода способствовали также
придворные интриги. В результате Ирод приказал умертвить свою жену Мариамну и
большинство своих сыновей. Он лишил жизни многих знатных лиц в Иудее.
После его смерти в 4 г. по Р.Х. правителями стали оставшиеся в живых сыновья. Через
некоторое время Палестина была разделена на четыре части. Сыновьям Ирода пришлось
поделиться территориями с римскими прокураторами. Самым известным из них был Понтий
Пилат, который управлял Иудеей. Важным фактором в жизни евреев междузаветнего периода
было их страстное ожидание прихода Мессии. Это видно из их неканонических книг того
времени. Новый Завет подтверждает этот факт. Все скорбные события в стране заставляли евреев
обращать взор к будущему, в котором они надеялись в скором времени увидеть своего Избавителя.
Кроме того, важно отметить также появление разных политических и религиозных групп, о которых
мы читаем в Новом Завете. Саддукеи были партией священников, которые придерживались
либеральной точки зрения относительно Писания и были готовы сотрудничать с властями. Фарисеи и
книжники строго придерживались закона. Зилоты стремились к кровопролитному свержению
римской власти. Поэтому они часто организовывали вооруженные нападения на отряды врагов.
Многие из них поплатились жизнью, будучи распятыми на крестах. Иродиане усматривали в
потомках Ирода законных правителей Иудеи. Некоторые из них думали, что Мессия будет одним
из потомков Ирода. Кроме вышеуказанных групп, была ещё группа под названием ессеи,
которая не упоминается в Новом Завете. Возможно, потому, что они вели жизнь, подобную
жизни монахов: удалились от мира, посвятив себя изучению закона и совместной жизни в
пещерах у Мёртвого моря. Их основатель назывался «Учителем Праведности», а последователи
«сынами света», или «последователями пути». Ессеи ожидали Мессию, отказавшись от того,
чтобы активно приближать Его приход своей духовной деятельностью среди народа. Они
считали, что, так как в стране царит зло, все предпринятые ими усилия оказались бы
напрасными. Интересно, что в 1947 г. в пещерах района Кумран, возле Мёртвого моря, были
обнаружены свитки разных книг Ветхого Завета, когда-то принадлежавших ессеям. Эта
находка стала ещё одним подтверждением исторической достоверности Слова Божия.
Заканчивая обзор междузаветнего периода, нужно сказать, что в это время людей постигли
большие потрясения и страдания, много евреев оставило свою страну и в поисках мира и
благополучия отправилось в другие страны Средиземного моря и Востока. Поэтому, принимая во
внимание и евреев, оставшихся в Вавилонии, можно сказать, что этот народ жил во многих городах и
странах того времени. Но евреи, жившие за пределами своей страны, старались держаться своей веры
и обычаев и по возможности посещать Иерусалим во время важных праздников. Так как новым
поколениям было трудно сохранять свой язык, то в III в. До Р. Х. в Египте был сделан перевод
Священного Писания на греческий. Он известен, как перевод семидесяти толковников, или
Септуагинта (LXX). Этот перевод читался везде, где находились евреи, говорившие по -
гречески. В малых и больших городах Египта, Сирии, Малой Азии, Греции, Италии можно было
найти еврейскую синагогу. Строгий монотеизм верующих евреев привлекал к себе
воображение язычников, многие из которых уверовали и стали посещать синагоги. Такие люди
назывались прозелитами. Христианский мир, знает из Нового Завета историю о том, что как
духовное и политическое руководство Иудеи, так и большинство еврейского народа отвергли
пришедшего Мессию, Господа Иисуса Христа. Отвержение это выразилось в Его распятии руками
язычников, которое тоже было предсказано пророками, как и Его первое пришествие. Евангелие
Христа проповедовалось после воскресения Спасителя не только в Иудее, но и во всех странах
мира. Хотя многие евреи приняли Христа как своего Мессию, о Котором проповедовал апостол
Павел и другие апостолы и благовестники, однако большинство из них остались верны своей
прежней религии. Они продолжали ожидать Мессию, и многие из них понимали Его как
политического освободителя.
национальной жизни в VIII и VI вв. до Р.Х. Сперва Господь позволил ассирийскому царю
Салманассару в 722 г. взять столицу царства Израильского, Самарию, разорить все это царство и
переселить большинство жителей в Ассирию. Перед падением Самарии пророки Осия, Михей и
Исаия призывали народ Божий к покаянию. Затем, в 587 г., Господь послал против Иерусалима
вавилонского царя Навуходоносора, который взял город, разрушил его до основания и
переселил много вельмож и простого народа в Вавилонию. Тогда от имени Господа
проповедовали пророки Иеремия и Иезекииль. Во время разорения Израильского и Иудейского
царств погибло великое множество людей. Построенный Соломоном иерусалимский храм был
стёрт с лица земли. Враги разграбили его, отправив в Вавилон все драгоценности и
богослужебные сосуды. Пророки заранее предупреждали царей, священников и народ о том, что
Господь накажет их за злые дела и отступление от Господа. Однако те продолжали упорствовать
и всё больше нарушать заповеди Божии. Трагические события обоих царств были уроком для
иудеев, попавших в Вавилонию. Находясь среди язычников, многие из них стали серьезнее
относится к Слову Божию. Они начали собираться по субботам для чтения закона и обсуждения
того, что говорили пророки. Так основались первые синагоги. Господь не сделал вавилонское
пленение постоянным. По милости Своей и ввиду обещания послать на землю Мессию Он
побудил персидского царя Кира(ок.559 - 530 гг. до Р.Х.) дать иудеям свободу и восстановить их
национальную жизнь в обетованной земле. В 515 г. до Р. Х. Вернувшиеся иудеи построили
новый храм. Хотя он не был столь славным, как храм, построенный Соломоном, однако он
сделался центром национальной жизни и религии. О строительстве стен Иерусалима и храма
рассказывают книги Ездры и Неемии, а также пророки Аггей и Захария. Однако не все иудеи
пожелали вернуться домой. Многие остались в Вавилонии и впоследствии сыграли важную
роль в сохранении еврейской культуры и развитии современного иудаизма. Неканонические
книги и другие источники дают более детальные сведения о междузаветном периоде истории Иудеи,
как эта страна стала называться позже. Со времени возвращения иудеев из Вавилона до разгрома
Персии Александром Македонским в 333 г. до Р. Х. Палестиной управляли персидские
наместники. Это было сравнительно спокойное время. Александр правил своей империей,
включавшей Иудею, около десяти лет. После его смерти в 323 г. до Р. Х. Генералы Александра
Македонского поделили завоеванные территории на четыре части. С того времени для
палестинских евреев начался тяжёлый период из-за борьбы за власть между династией
Птолемеев, которая правила Египтом, и династией Селевкидов, царствовавшей в Сирии.
Палестина была полем битвы между этими династиями и часто переходила из одних рук в
другие. Правители стремились к распрастранению на завоеванной территории греческой
культуры и религии. Этой цели они стремились достичь насильственным путём. Особенно
варварски действовал последний правитель Иудеи. Это был царь государства Селевкидов
Антиох IV (175 - 162 до Р. Х.), называвший себя Епифаном, буквально: явлением бога Зевса. Он
начал с того, что стал принуждать евреев принять греческую религию. Потом, когда был убит
первосвященник Онаний III, Антиох дважды продовал первосвященство недостойным
священникам - сначала Иасону, а потом Менелаю. Затем он ограбил иерусалимский храм, чем
вызвал большое возмущение среди народа. Так как народ не успокаивался, Антиох послал
против него армию, которая убила многих жителей и опустошила город. По повелению Антиоха
были прекращены богослужения в храме, запрещено обрезание мальчиков, сжигались копии
Священного Писания. Наконец, Антиох превзошёл все свои прежние беззакония. Он устроил в
Божием храме богослужение греческому богу Зевсу и повелел приносить ему в жертву свиней
на святом жертвеннике храма. Во всей истории еврейского народа не было ничего более
оскорбительного для евреев, чем мерзости, совершенные Антиохом. Это осквернение известно
среди иудеев как мерзость запустения. Многие из них были в те дни замучены и убиты за отказ
поклоняться Зевсу. Все это привело иудеев в 167 г. до Р. Х. к востанию против Селевкидов под
предводительством священника Маттафии и его пяти сыновей: Иоанна, Симона, Иуды,
Елеазара и Ионафана. Маттафия и его сыновья смогли освободить Иудею от власти северной
династии греков и сами стали правителями Иудеи, сделавшись также и первосвященниками.
После смерти пяти сыновей Маттафии вплоть до 63 г. до Р.Х. страной управляли их потомки.
Этот период иудейской истории называется хасмонейским(по имени Хасмона - родоначальника
семьи, из которой вышел Маттафия), или маккавейским (одного из сыновей Маттафии, Иуду,
за успешные битвы против врагов прозвали Маккавей - молот).
Между 63 г. до Р.Х. и 66 г. по Р.Х. Палестина находилась во власти римлян. Вначале под
протекторатом Римской империи ею управлял первосвященник - маккавей Гиркан II. Затем
прокуратором был поставлен идумеянин Антипатр, который назначил своих сыновей Фазаила
и Ирода на самые значительные государственные посты: первый стал правителем Иудеи,
второй - Галилеи. Гиркан в это время занимал лишь должность первосвященника. В 40 г. до
Р.Х. власть в Иудее с помощью парфян захватил потомок маккавеев Антигон. Он правил
страной как царь и первосвященник до 37 г. до Р.Х. Однако римляне помогли Ироду победить
Антигона и сделали его правителем Палестины. Это был тот самый Ирод, который истребил
младенцев в Вифлееме после рождения Спасителя. Идумеянин Ирод был не по душе иудеям.
Он это хорошо понимал. Желая заслужить расположение иудеев, он взял себе в жёны
Мариамну, внучку маккавейского царя Аристобула II, и кроме того принялся за постройку
замечательных зданий. Ирод построил новый иерусалимский храм, о котором сказано в
Евангелии от Иоанна, что он строился 46 лет (Ин.2:20). Однако с течением времени у Ирода
развилась мания на почве подозрения в заговорах. Он стал подозревать всех, кто был к нему
близок, даже членов своей семьи. Развитию подозрительности Ирода способствовали также
придворные интриги. В результате Ирод приказал умертвить свою жену Мариамну и
большинство своих сыновей. Он лишил жизни многих знатных лиц в Иудее.
После его смерти в 4 г. по Р.Х. правителями стали оставшиеся в живых сыновья. Через
некоторое время Палестина была разделена на четыре части. Сыновьям Ирода пришлось
поделиться территориями с римскими прокураторами. Самым известным из них был Понтий
Пилат, который управлял Иудеей. Важным фактором в жизни евреев междузаветнего периода
было их страстное ожидание прихода Мессии. Это видно из их неканонических книг того
времени. Новый Завет подтверждает этот факт. Все скорбные события в стране заставляли евреев
обращать взор к будущему, в котором они надеялись в скором времени увидеть своего Избавителя.
Кроме того, важно отметить также появление разных политических и религиозных групп, о которых
мы читаем в Новом Завете. Саддукеи были партией священников, которые придерживались
либеральной точки зрения относительно Писания и были готовы сотрудничать с властями. Фарисеи и
книжники строго придерживались закона. Зилоты стремились к кровопролитному свержению
римской власти. Поэтому они часто организовывали вооруженные нападения на отряды врагов.
Многие из них поплатились жизнью, будучи распятыми на крестах. Иродиане усматривали в
потомках Ирода законных правителей Иудеи. Некоторые из них думали, что Мессия будет одним
из потомков Ирода. Кроме вышеуказанных групп, была ещё группа под названием ессеи,
которая не упоминается в Новом Завете. Возможно, потому, что они вели жизнь, подобную
жизни монахов: удалились от мира, посвятив себя изучению закона и совместной жизни в
пещерах у Мёртвого моря. Их основатель назывался «Учителем Праведности», а последователи
«сынами света», или «последователями пути». Ессеи ожидали Мессию, отказавшись от того,
чтобы активно приближать Его приход своей духовной деятельностью среди народа. Они
считали, что, так как в стране царит зло, все предпринятые ими усилия оказались бы
напрасными. Интересно, что в 1947 г. в пещерах района Кумран, возле Мёртвого моря, были
обнаружены свитки разных книг Ветхого Завета, когда-то принадлежавших ессеям. Эта
находка стала ещё одним подтверждением исторической достоверности Слова Божия.
Заканчивая обзор междузаветнего периода, нужно сказать, что в это время людей постигли
большие потрясения и страдания, много евреев оставило свою страну и в поисках мира и
благополучия отправилось в другие страны Средиземного моря и Востока. Поэтому, принимая во
внимание и евреев, оставшихся в Вавилонии, можно сказать, что этот народ жил во многих городах и
странах того времени. Но евреи, жившие за пределами своей страны, старались держаться своей веры
и обычаев и по возможности посещать Иерусалим во время важных праздников. Так как новым
поколениям было трудно сохранять свой язык, то в III в. До Р. Х. в Египте был сделан перевод
Священного Писания на греческий. Он известен, как перевод семидесяти толковников, или
Септуагинта (LXX). Этот перевод читался везде, где находились евреи, говорившие по -
гречески. В малых и больших городах Египта, Сирии, Малой Азии, Греции, Италии можно было
найти еврейскую синагогу. Строгий монотеизм верующих евреев привлекал к себе
воображение язычников, многие из которых уверовали и стали посещать синагоги. Такие люди
назывались прозелитами. Христианский мир, знает из Нового Завета историю о том, что как
духовное и политическое руководство Иудеи, так и большинство еврейского народа отвергли
пришедшего Мессию, Господа Иисуса Христа. Отвержение это выразилось в Его распятии руками
язычников, которое тоже было предсказано пророками, как и Его первое пришествие. Евангелие
Христа проповедовалось после воскресения Спасителя не только в Иудее, но и во всех странах
мира. Хотя многие евреи приняли Христа как своего Мессию, о Котором проповедовал апостол
Павел и другие апостолы и благовестники, однако большинство из них остались верны своей
прежней религии. Они продолжали ожидать Мессию, и многие из них понимали Его как
политического освободителя.