Из вышеизложенного получается, что душа (сознание от Бога, в котором воля, чувства, совесть) пребывает в крови. Но не сама кровь является душой, а она - лишь то место, где пребывает и живет душа в форме 46 хромосом, как эфемерно интеллектуальное живое состояние («Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь (как видимое материализованное состояние) не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор. 15:50)).
По определению некоторых изданий, душа - это наше «Я». В Писании читаем, что душа живая отождествляется и именуется словом «человек»: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:2). Душа и тело являются человеком Адамом, сотворенным по образу и по подобию Божьему: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1).
Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто душу человека отделяют от совести. Что же говорит Писание? Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть, заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога, напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает: «...о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15).
Совесть и сердце в Писании часто выражают смысл души. Совесть как морально-нравственный закон, отражающий сущность десяти заповедей Божьих, заложена в человеке от рождения и относится к области души: «...потому что я наг, и скрылся (появилось чувство стыда, первый признак совести)» (Быт. 3:10).
У животных нет стыда. Совесть является индикатором внутренности души человека, влияющей на сознание. Душа наделена сознанием от Бога, чтобы чувствовать и осознавать, что она живая, имеющая волю, совесть, чувства. Душа как сознание, через совесть может инстинктивно различать, когда поступает хорошо, а когда плохо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие» (Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня весть, вед, ведать. Со-весть - значит «со-ведание, со-знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» - это древнейший индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке - санскрите (около 4 тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины», «со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22 августа 2010 г.).
Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...» (Быт. 3:6), то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд, прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд. Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания совершенного», «душа стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью, то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести», безнадежен, у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец, лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.). Существование души - неоспоримый факт как с точки зрения Библии так и науки. Исследовав статью, под названием «Ученые нашли доказательства существования души», становится понятным что и с точки зрения науки душа сочетается с сознанием. Что же представляет собой душа, в которой есть воля, чувства, совесть от Бога, с точки зрения богословия? Душа (жизнь), или «нефеш», означает субстанцию, осознающую себя живой, то есть душа наделена сознанием. Это определение взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». Жизненный опыт также подтверждает, что душа в гармонии с телом, кем является человек, имеет сознание от Бога, в котором - воля, чувства, совесть. Статья под названием «Ученые нашли доказательства существования души» подтверждает факт существования души с точки зрения Библии (Евр. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; Быт. 2:7). Британские медики, изучая пациентов, перенесших инфаркт и пострадавших в катастрофах, обнаружили поразительный факт. Оказывается сознание, душа человека, продолжает существовать даже после того, как мозг перестал функционировать, и наступила клиническая смерть! Работа, представленная в Калифорнийском Техническом институте (the California Institute of Technology), развеяла споры о существовании жизни после смерти и такой эфемерной субстанции как человеческая душа (Комментарии взяты из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly»)). Вот, и ещё одно из свидетельств в подтверждении вышеизложенного смысла, под названием «Очнувшийся после комы врач, раскрыл тайну «загробной жизни». Доктор Эбен Александр (Eben Alexander), долгое время преподававший в Гарварде и успевший заслужить себе репутацию отличного нейрохирурга, сколько себя помнил, считал себя христианином, однако никогда не верил в существование загробной жизни и даже сочувствовал тем, кто верил что где-то там есть Бог, который нас любит безусловно. «Как нейрохирург, я не верил в феномен «опыта вне тела». Я вырос в научной среде, я сын нейрохирурга. Последовав по пути отца, я стал академиком и нейрохирургом, преподовал в Гарвардской медицинской школе и других университетах. Я понимаю, что происходит с мозгом, когда люди находятся на грани смерти, поэтому я всегда считал, что существует разумное научное объяснение путешествиям вне тела, которые описывают люди, чудом избежавшие смерти», - поделился он с Newsweek. Однако все изменилось после того, как мужчина осенью 2008 года сам впал в кому. Именно тогда, когда Александр неделю находился на грани жизни и смерти, а кора его головного мозга, отвечающая за мысли и эмоции, перестала функционировать, он, по его собственным словам, сам совершил путешествие в загробный мир и, в частности, в рай. (Свидетельство взято из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly N-38, 12 окт.2012 г.»)). Я думаю, не будет ошибкой в дальнейшем пользоваться вышеизложенным понятием, когда речь будет идти о душе как о сознании, в которой воля, совесть и чувства пребывают в гармонии с телом. Все поздние формулировки величайщих мыслителей о душе, они только констатируют правдободобность Библии, подтверждая каждый раз её истинность.
Что такое сознание? Со-знание. Означает, по сути, то же, что совесть: причастность к Знанию, первоначально - к знанию Истины, Бога. Это слово относится к временам перевода греческих богослужебных книг на славянский язык (около 11-14 века н.э.). В современном языке значение его сделалось более поверхностным, сравните: «потерять сознание». Но в эзотерической традиции просветленных мастеров до сих пор называют сознательными, осознающими (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
«Что такое вообще есть воля? Богословы называют это творческой деятельностью разума. Но проще сказать, данная Богом свобода выбора поступать по своему желанию, чем человек, как правило, злоупотребляет. В Священном Писании мы находим три вида воли: волю Божию, как благую, угодную и совершенную, волю человеческую и волю дьявола, в которую он уловляет людей» (статья Юрия Жеребилова «Три вида воли», опубликованная в газете «Свет Воскресения», май-июнь 2009 г.).
Что такое разум? Сразу поясню, что сознание, пребывающее в человеке от Бога в совокупности с телом, является душою, кем и был Адам. Душа и тело были одним целым только до момента грехопадения. Сознание отличается от разума человеческого. По словарю Ожегова, «разум» - это способность логически и творчески мыслить, это высшая ступень познавательной деятельности человека, приравниваемая к внутреннему состоянию интеллекта - уму.
Светское определение «разума» приемлемо и для верующих. Оно дает возможность понять, чем же светский разум как ум, образовавшийся и усовершенствованный без совета и без жизни с Богом, отличается от разума и ума Божьего человека (1Кор. 2:16), в котором содержатся помышления духовные (Рим. 8:6-7).
Чем же разум отличается от сознания? Авторитетная книга Библия с примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает «душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек).
По определению некоторых изданий, душа - это наше «Я». В Писании читаем, что душа живая отождествляется и именуется словом «человек»: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:2). Душа и тело являются человеком Адамом, сотворенным по образу и по подобию Божьему: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1).
Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто душу человека отделяют от совести. Что же говорит Писание? Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть, заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога, напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает: «...о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15).
Совесть и сердце в Писании часто выражают смысл души. Совесть как морально-нравственный закон, отражающий сущность десяти заповедей Божьих, заложена в человеке от рождения и относится к области души: «...потому что я наг, и скрылся (появилось чувство стыда, первый признак совести)» (Быт. 3:10).
У животных нет стыда. Совесть является индикатором внутренности души человека, влияющей на сознание. Душа наделена сознанием от Бога, чтобы чувствовать и осознавать, что она живая, имеющая волю, совесть, чувства. Душа как сознание, через совесть может инстинктивно различать, когда поступает хорошо, а когда плохо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие» (Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня весть, вед, ведать. Со-весть - значит «со-ведание, со-знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» - это древнейший индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке - санскрите (около 4 тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины», «со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22 августа 2010 г.).
Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...» (Быт. 3:6), то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд, прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд. Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания совершенного», «душа стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью, то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести», безнадежен, у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец, лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.). Существование души - неоспоримый факт как с точки зрения Библии так и науки. Исследовав статью, под названием «Ученые нашли доказательства существования души», становится понятным что и с точки зрения науки душа сочетается с сознанием. Что же представляет собой душа, в которой есть воля, чувства, совесть от Бога, с точки зрения богословия? Душа (жизнь), или «нефеш», означает субстанцию, осознающую себя живой, то есть душа наделена сознанием. Это определение взято из книги «Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года». Жизненный опыт также подтверждает, что душа в гармонии с телом, кем является человек, имеет сознание от Бога, в котором - воля, чувства, совесть. Статья под названием «Ученые нашли доказательства существования души» подтверждает факт существования души с точки зрения Библии (Евр. 4:12; 1Фес. 5:23; 1Кор. 6:20; Быт. 2:7). Британские медики, изучая пациентов, перенесших инфаркт и пострадавших в катастрофах, обнаружили поразительный факт. Оказывается сознание, душа человека, продолжает существовать даже после того, как мозг перестал функционировать, и наступила клиническая смерть! Работа, представленная в Калифорнийском Техническом институте (the California Institute of Technology), развеяла споры о существовании жизни после смерти и такой эфемерной субстанции как человеческая душа (Комментарии взяты из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly»)). Вот, и ещё одно из свидетельств в подтверждении вышеизложенного смысла, под названием «Очнувшийся после комы врач, раскрыл тайну «загробной жизни». Доктор Эбен Александр (Eben Alexander), долгое время преподававший в Гарварде и успевший заслужить себе репутацию отличного нейрохирурга, сколько себя помнил, считал себя христианином, однако никогда не верил в существование загробной жизни и даже сочувствовал тем, кто верил что где-то там есть Бог, который нас любит безусловно. «Как нейрохирург, я не верил в феномен «опыта вне тела». Я вырос в научной среде, я сын нейрохирурга. Последовав по пути отца, я стал академиком и нейрохирургом, преподовал в Гарвардской медицинской школе и других университетах. Я понимаю, что происходит с мозгом, когда люди находятся на грани смерти, поэтому я всегда считал, что существует разумное научное объяснение путешествиям вне тела, которые описывают люди, чудом избежавшие смерти», - поделился он с Newsweek. Однако все изменилось после того, как мужчина осенью 2008 года сам впал в кому. Именно тогда, когда Александр неделю находился на грани жизни и смерти, а кора его головного мозга, отвечающая за мысли и эмоции, перестала функционировать, он, по его собственным словам, сам совершил путешествие в загробный мир и, в частности, в рай. (Свидетельство взято из газеты «Еженедельник Сакраменто» («Sacramento Weekly N-38, 12 окт.2012 г.»)). Я думаю, не будет ошибкой в дальнейшем пользоваться вышеизложенным понятием, когда речь будет идти о душе как о сознании, в которой воля, совесть и чувства пребывают в гармонии с телом. Все поздние формулировки величайщих мыслителей о душе, они только констатируют правдободобность Библии, подтверждая каждый раз её истинность.
Что такое сознание? Со-знание. Означает, по сути, то же, что совесть: причастность к Знанию, первоначально - к знанию Истины, Бога. Это слово относится к временам перевода греческих богослужебных книг на славянский язык (около 11-14 века н.э.). В современном языке значение его сделалось более поверхностным, сравните: «потерять сознание». Но в эзотерической традиции просветленных мастеров до сих пор называют сознательными, осознающими (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
«Что такое вообще есть воля? Богословы называют это творческой деятельностью разума. Но проще сказать, данная Богом свобода выбора поступать по своему желанию, чем человек, как правило, злоупотребляет. В Священном Писании мы находим три вида воли: волю Божию, как благую, угодную и совершенную, волю человеческую и волю дьявола, в которую он уловляет людей» (статья Юрия Жеребилова «Три вида воли», опубликованная в газете «Свет Воскресения», май-июнь 2009 г.).
Что такое разум? Сразу поясню, что сознание, пребывающее в человеке от Бога в совокупности с телом, является душою, кем и был Адам. Душа и тело были одним целым только до момента грехопадения. Сознание отличается от разума человеческого. По словарю Ожегова, «разум» - это способность логически и творчески мыслить, это высшая ступень познавательной деятельности человека, приравниваемая к внутреннему состоянию интеллекта - уму.
Светское определение «разума» приемлемо и для верующих. Оно дает возможность понять, чем же светский разум как ум, образовавшийся и усовершенствованный без совета и без жизни с Богом, отличается от разума и ума Божьего человека (1Кор. 2:16), в котором содержатся помышления духовные (Рим. 8:6-7).
Чем же разум отличается от сознания? Авторитетная книга Библия с примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает «душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек).