Мусульмане должны применять к жизни повеления в согласии с коранским законом «мансух и насих», который гласит, что хронологически последняя заповедь по какому - то ни было вопросу аннулирует возможности узнать, какое из них следует выполнять. Например, в суре 2:257(256) сказано: «Нет принуждения в религии», а сура 9:5(5) гласит: «...Избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий, милосердный!». В одном месте говорится, что не надо принуждать людей обращаться в ислам, а в другом - что это нужно делать. Как должны поступать мусульмане, решить трудно. Все зависит от мнения толкователя и от того, что в данном случае окажется выгодным, удобным применительно к ситуации сегодняшнего дня. Кроме Корана, мусульмане имеют сборники биографических традиций(преданий), рассказывающих о жизни Мухаммеда. Этих традиций буквально десятки тысяч. Они содержатся в 1465 сборниках, из которых шесть признаются «правильными книгами». Эти книги называются хадисы. Благочестивый мусульманини верит, что самый лучший способ угодить Аллаху - это подражать Мухаммеду. Слово «подражание» по - арабски звучит «сунна» и переводится как «путь жизни». Исламский закон, требующий повиновения Корану и хадисам, называется «шариат». Большая часть мусульманского учения основана на Коране, а меньшая на хадисах. Ислам, основанный Мухаммедом, полностью отверг политеизм. Коран признаёт существование добрых и злых ангелов и кроме них - джинов, которых мусульмане считают духами ниже ангелов. Джины могут быть и добрыми, и злыми. В соответствии с Кораном мусульмане верят в существование сатаны как главы злых ангелов и противника Бога. Получив откровение, Мухаммед начал проповедовать ислам. Первой обратилась его жена Хадиджа. Затем последовал человек по имени Зид-ибн-Харит, а после него Али, зять Мухаммеда. Группа единоверцев постепенно возрастала, и мусульмане стали подвергаться гонению со стороны племени курейш, к которому принадлежал Мухаммед. По этой причине в 622 г. Мухаммед бежал из Мекки в город Медину. Это событие мусульмане называют «Хиджра». Оно является началом мусульманского летоисчисления. В Медине Мухаммед успешно проповедовал, и у него появилось множество последователей. Так что через два года он мог отправиться в военный поход против Мекки и победить ее жителей в сражении Бадр. После этого он воевал против других племён. Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед смог объединить своей верой все племена Аравийского полуострова. Так как у Мухаммеда не было сына, после его смерти руководителями мусульманского мира стали его товарищи, известные под названием халифов, то есть наследников. Первым был Абу - Бекр, правивший с 623 по 634 г. Он начал расширение исламских территорий за пределы Аравии, вступив в войну с Персией. Но вскоре он умер, и с 634 по 644 г. правил Омар. Этот халиф, завоевав Сирию и Палестину, начал строить известную иерусалимскую мечеть, известную под названием «Купол Скалы». Во время правления Омара империя продолжала расширяться. В 641 г. он победил Персию, а также захватил город Александрию в Египте. Он был убит рабом-персом в 644 г. После Омара халифом стал Осман, известный тем, что в его время был канонизирован Коран. Он был убит в Медине в 656 г. Наконец, халифом сделался зять Мухаммеда, Али. Однако и он был предательски убит в 660 г. После этих четырёх халифов последовали династии: вначале Омейядская (660 - 749 гг.), а за ней Аббасидская (750 - 1258 г.г.). Во времена правлений династий распространение ислама продолжалось как мирным путём, так и посредством военных завоеваний. Ещё в 639 г. мусульмане проникли на территорию Азербайджана. С этого началась исламизация кавказских племён. Она закончилась в ХIV в., когда Тамерлан подчинил себе Дагестан. В Среднюю Азию ислам впервые проник в 649 г., когда Абдаллах-ибн-Амир, правитель Басры, завоевал города Мера и Сарах на территории современного Туркменистана. Двадцать лет спустя арабские завоеватели переправились через реку Амударью и победили правителя Бухары. Так началась исламизация земель к востоку от Каспийского моря. В XIV в. Ислам приняли правители Золотой Орды, что значительно укрепило положение этой религии к югу от Руси.
Деления и секты в исламе:
После смерти Мухаммеда мусульмане недолго оставались едиными. Первый серьёзный раскол произошёл из-за борьбы за халифат, то есть вскоре после убийства халифа Али, а затем его сыновей, которые были внуками Мухаммеда. Следует помнить, что наследники были не только религиозными вождями, но и главами империи. Они пользовались большой светской и духовной властью. В результате раскола в мусульманстве появилось два главных течения: сунниты и шииты. Путём отхода от этих главных течений образовывались другие, более мелкие группы. Сунниты являются самой большой группой в исламе. Сунниты признают законность первых четырёх халифов. К суннитской ветви ислама в бывших республиках СССР принадлежат узбеки, казахи, киргизы, таджики, и туркмены. Шииты составляют одну треть числа суннитов. Они отделились от главного течения преимущественно потому, что считали, что халифами, или наследниками Мухаммеда, должны быть исключительно его прямые потомки. На этом основании они признают только последнего из четырёх первых халифов - Али. Первых же трёх считают захватчиками. Борьба за халифат привела к дальнейшим трагедиям. Сыновья Али, несмотря на то что они были внуками Мухаммеда, тоже погибли, как и их отец. Хасан был отравлен, а Хусейн убит. Для шиитов эти события имеют особое значение. Во время правления Аббасидов шииты развили теорию об особом мессианском превосходстве своих лидеров, так называемых имамов. Эти имамы были потомками Хасана и Хусейна. Согласно этой теории последний, двенадцатый имам скрывается в пещере и будет жить до конца мира. Он называется «скрытым имамом» или Имам-ал-Махди(махди-спаситель).
Деления и секты в исламе:
После смерти Мухаммеда мусульмане недолго оставались едиными. Первый серьёзный раскол произошёл из-за борьбы за халифат, то есть вскоре после убийства халифа Али, а затем его сыновей, которые были внуками Мухаммеда. Следует помнить, что наследники были не только религиозными вождями, но и главами империи. Они пользовались большой светской и духовной властью. В результате раскола в мусульманстве появилось два главных течения: сунниты и шииты. Путём отхода от этих главных течений образовывались другие, более мелкие группы. Сунниты являются самой большой группой в исламе. Сунниты признают законность первых четырёх халифов. К суннитской ветви ислама в бывших республиках СССР принадлежат узбеки, казахи, киргизы, таджики, и туркмены. Шииты составляют одну треть числа суннитов. Они отделились от главного течения преимущественно потому, что считали, что халифами, или наследниками Мухаммеда, должны быть исключительно его прямые потомки. На этом основании они признают только последнего из четырёх первых халифов - Али. Первых же трёх считают захватчиками. Борьба за халифат привела к дальнейшим трагедиям. Сыновья Али, несмотря на то что они были внуками Мухаммеда, тоже погибли, как и их отец. Хасан был отравлен, а Хусейн убит. Для шиитов эти события имеют особое значение. Во время правления Аббасидов шииты развили теорию об особом мессианском превосходстве своих лидеров, так называемых имамов. Эти имамы были потомками Хасана и Хусейна. Согласно этой теории последний, двенадцатый имам скрывается в пещере и будет жить до конца мира. Он называется «скрытым имамом» или Имам-ал-Махди(махди-спаситель).