Историческая достоверность Старого Завета.
Прежде чем приступить к ознакомлению данного исторического материала, следует дать пояснение
о религиозной жизни еврейского народа. Знать и понимать Старый Завет также необходимо как и
Новый Завет, чтобы можно было извлечь урок из истории еврейского народа в общении и
жизни с Богом, в котором множество положительных примеров, когда они имели
непосредственную связь с Творцом. Библия является для христиан особой книгой, своего рода
инструкцией, в которой есть все духовные знания, необходимые для того, чтобы человек, пришедший к
Богу, мог правильно прожить земную жизнь и войти в жизнь вечную. (В этой статьей все библейские
цитаты приведены из Синодального перевода Библии, сверенного с еврейским текстом Старого Завета
и греческим текстом Нового Завета.) Также использовалась полная Библия в которую вошли и
неканонические книги, которая была издана 2003 г по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II (Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового
Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
Необходимо вновь повторить, в системе светского образования существует правило: если на
экзамене студент оспаривает какое-либо суждение, то он должен на основании двух или трех
авторитетных источников суметь убедить своих оппонентов, что мысль его верная. Сам И.Христос
отвечал змею(дъяволу) (Матф.4:7), на основании Слова Божия- написано! И нам, необходимо
следовать по примеру нашего Господа, а как написано?
Так поступал и апостол Павел, муж Божий, сын еврейского народа: «Когда же произошло
разногласие и не малое состязание(в учении -прим.автора) у Павла и Варнавы с ними…» (Деян.
15:2), «Прошедши чрез Амфиополь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была
Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с
ними из Писании. Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть
из мёртвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них
уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое
множество, так и из знатных женщин не мало» (Деян.17:1-4). «Ибо надлежит быть и
разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19), «Братия же
немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибывши, пошли в синагогу
Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем
усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; И многие из них уверовали, и из
Еллинских почётных женщин и из мужчин не мало. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в
Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ»
(Деян.17:10-13). Для людей, принявших Христа в свою жизнь, Новый Завет, или Евангелие, является
авторитетным источником. Евангелие было написано на греческом языке, и ему уже более двух
тысяч лет. Но и Старый Завет также является для христиан авторитетным источником. «Почтите
Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы нам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его
возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12).
В книге Николая Порублева находим разные сведения и достоверные факты о разных культах и
религиях, истоков их зарождения. Почти всем известно, что основой иудаизма является Ветхий Завет
(Старый Завет) и Божии великие дела в истории израильского народа. Люди этого народа называются
по-русски евреями. Библия говорит, что родоначальником еврейского народа является Авраам,
которого Бог призвал из Ура Халдейского. Господь пообещал ему произвести от него народ и
благословить все народы на земле в его великом грядущем потомке (Быт.12:3; Гал.3:16). Иаков,
внук Авраама, получил от Господа новое имя - Израиль. От его двенадцати сыновей произошли
двенадцать колен израильского народа. Люди этого народа называются по-русски евреями. Строго
говоря, слова «иудаизм» и «иудей» относятся только к одному колену израильтян. Важнейшими
событиями в истории евреев были исход из Египта (около 1280 г. до Р.Х.) и Божий завет у горы
Синай. Великий муж Божий, Моисей, вывел их из страны рабства по поручению Господа и передал
им от Бога закон как руководство для общественной и личной жизни. Закон Божий состоял из
основных десяти заповедей. К нему было прибавлено множество других повелений, касающихся
разных аспектов социальной и личной жизни израильтян. (Николай Порублев. «Культы и мировые
религии в свете Библии». Раздел - Иудаизм: религия праведности от закона, стр.130-144. Учения
разных культов о Христе, стр. 33-34. Изд. «Библия для всех». Санкт - Петербург 2009.).
«И изрёк Бог все слова сии, говоря:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у
тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу,
и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий
детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания
того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
А день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын
твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в
жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил.
Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог
твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни
его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ
отступил, и стал вдали.
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог,
дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был
пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход.20:1:20).(Библия Книги Священного Писания
Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
В книге Николая Порублева, говорится о том, что по сей день богобоязненные евреи стараются
исполнять заповеди Божии. Несмотря на закон и чудесные Божии дела в истории Израиля, Библия
свидетельствует о том, что у этого народа постоянно шла борьба между чистым, этическим
монотеизмом и грубым идолопоклонством. Господь посылал пророков, которые обличали
вероотступников и призывали их держаться веры в единого истинного Бога. Но они продолжали
отходить от Господа. Отпадения были частыми явлениями в общественной и личной жизни
израильтян. В наказание Бог неоднократно позволял соседним языческим царствам побеждать и
жестоко угнетать евреев, что заставляло их покаяться. В библейской истории Израиля мы видим
великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили
Господу. Они напоминали о грядущем Мессии(Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала.
Поэтому следующим важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю
Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя
для Своего народа. Мы видим мессианскую тему Ветхого Завета в книгах Моисея, исторических
повестях и особенно в учении пророков. Израильский народ ожидал пришествия Мессии. Многие из
иудеев ожидают его до сих пор.
Мессия(греческая передача евр. «машиах») - помазанник. Ин.1:41. Помазанник (евр. «машиах»)
- букв. «тот, кто помазан маслом оливы». В эпоху Ветхого Завета это слово обозначало царя(так как
возведение в царское достоинство совершалось через помазание оливковым маслом - ср. 1Цар.10:1,
1Цар.16:1-13). 2Цар.1:14. После падения Иудейского царства слово «помазанник» стало обозначать
Царя Последних Времён, чей приход столь напряженно ожидался евреями на пороге Нового Завета. На
греческий язык это слово было переведено как «Христос». Имя: Иисус, обозначает - «Бог спасает!»
(евр.Иешуа(Иисус)-Иегошуа-Бог спасёт). Необходимо отметить, что Ветхий (Старый) Завет был
написан на еврейском языке. К еврейскому восходят такие слова, как «аллилуйя», «аминь», «осанна».
о религиозной жизни еврейского народа. Знать и понимать Старый Завет также необходимо как и
Новый Завет, чтобы можно было извлечь урок из истории еврейского народа в общении и
жизни с Богом, в котором множество положительных примеров, когда они имели
непосредственную связь с Творцом. Библия является для христиан особой книгой, своего рода
инструкцией, в которой есть все духовные знания, необходимые для того, чтобы человек, пришедший к
Богу, мог правильно прожить земную жизнь и войти в жизнь вечную. (В этой статьей все библейские
цитаты приведены из Синодального перевода Библии, сверенного с еврейским текстом Старого Завета
и греческим текстом Нового Завета.) Также использовалась полная Библия в которую вошли и
неканонические книги, которая была издана 2003 г по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II (Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового
Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
Необходимо вновь повторить, в системе светского образования существует правило: если на
экзамене студент оспаривает какое-либо суждение, то он должен на основании двух или трех
авторитетных источников суметь убедить своих оппонентов, что мысль его верная. Сам И.Христос
отвечал змею(дъяволу) (Матф.4:7), на основании Слова Божия- написано! И нам, необходимо
следовать по примеру нашего Господа, а как написано?
Так поступал и апостол Павел, муж Божий, сын еврейского народа: «Когда же произошло
разногласие и не малое состязание(в учении -прим.автора) у Павла и Варнавы с ними…» (Деян.
15:2), «Прошедши чрез Амфиополь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была
Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с
ними из Писании. Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть
из мёртвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них
уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое
множество, так и из знатных женщин не мало» (Деян.17:1-4). «Ибо надлежит быть и
разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19), «Братия же
немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибывши, пошли в синагогу
Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем
усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; И многие из них уверовали, и из
Еллинских почётных женщин и из мужчин не мало. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в
Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ»
(Деян.17:10-13). Для людей, принявших Христа в свою жизнь, Новый Завет, или Евангелие, является
авторитетным источником. Евангелие было написано на греческом языке, и ему уже более двух
тысяч лет. Но и Старый Завет также является для христиан авторитетным источником. «Почтите
Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы нам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его
возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12).
В книге Николая Порублева находим разные сведения и достоверные факты о разных культах и
религиях, истоков их зарождения. Почти всем известно, что основой иудаизма является Ветхий Завет
(Старый Завет) и Божии великие дела в истории израильского народа. Люди этого народа называются
по-русски евреями. Библия говорит, что родоначальником еврейского народа является Авраам,
которого Бог призвал из Ура Халдейского. Господь пообещал ему произвести от него народ и
благословить все народы на земле в его великом грядущем потомке (Быт.12:3; Гал.3:16). Иаков,
внук Авраама, получил от Господа новое имя - Израиль. От его двенадцати сыновей произошли
двенадцать колен израильского народа. Люди этого народа называются по-русски евреями. Строго
говоря, слова «иудаизм» и «иудей» относятся только к одному колену израильтян. Важнейшими
событиями в истории евреев были исход из Египта (около 1280 г. до Р.Х.) и Божий завет у горы
Синай. Великий муж Божий, Моисей, вывел их из страны рабства по поручению Господа и передал
им от Бога закон как руководство для общественной и личной жизни. Закон Божий состоял из
основных десяти заповедей. К нему было прибавлено множество других повелений, касающихся
разных аспектов социальной и личной жизни израильтян. (Николай Порублев. «Культы и мировые
религии в свете Библии». Раздел - Иудаизм: религия праведности от закона, стр.130-144. Учения
разных культов о Христе, стр. 33-34. Изд. «Библия для всех». Санкт - Петербург 2009.).
«И изрёк Бог все слова сии, говоря:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у
тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу,
и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий
детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания
того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
А день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын
твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в
жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил.
Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог
твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни
его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ
отступил, и стал вдали.
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог,
дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был
пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход.20:1:20).(Библия Книги Священного Писания
Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество Москва 2003).
В книге Николая Порублева, говорится о том, что по сей день богобоязненные евреи стараются
исполнять заповеди Божии. Несмотря на закон и чудесные Божии дела в истории Израиля, Библия
свидетельствует о том, что у этого народа постоянно шла борьба между чистым, этическим
монотеизмом и грубым идолопоклонством. Господь посылал пророков, которые обличали
вероотступников и призывали их держаться веры в единого истинного Бога. Но они продолжали
отходить от Господа. Отпадения были частыми явлениями в общественной и личной жизни
израильтян. В наказание Бог неоднократно позволял соседним языческим царствам побеждать и
жестоко угнетать евреев, что заставляло их покаяться. В библейской истории Израиля мы видим
великих пророков и царей, а также обыкновенных верующих, которые от всего сердца служили
Господу. Они напоминали о грядущем Мессии(Спасителе), Которого Бог обещал с самого начала.
Поэтому следующим важным событием в истории Израиля было Божие откровение царю
Давиду (994-961 гг. до Р.Х.) о том, что именно из его потомства Господь воздвигнет вечного Царя
для Своего народа. Мы видим мессианскую тему Ветхого Завета в книгах Моисея, исторических
повестях и особенно в учении пророков. Израильский народ ожидал пришествия Мессии. Многие из
иудеев ожидают его до сих пор.
Мессия(греческая передача евр. «машиах») - помазанник. Ин.1:41. Помазанник (евр. «машиах»)
- букв. «тот, кто помазан маслом оливы». В эпоху Ветхого Завета это слово обозначало царя(так как
возведение в царское достоинство совершалось через помазание оливковым маслом - ср. 1Цар.10:1,
1Цар.16:1-13). 2Цар.1:14. После падения Иудейского царства слово «помазанник» стало обозначать
Царя Последних Времён, чей приход столь напряженно ожидался евреями на пороге Нового Завета. На
греческий язык это слово было переведено как «Христос». Имя: Иисус, обозначает - «Бог спасает!»
(евр.Иешуа(Иисус)-Иегошуа-Бог спасёт). Необходимо отметить, что Ветхий (Старый) Завет был
написан на еврейском языке. К еврейскому восходят такие слова, как «аллилуйя», «аминь», «осанна».