Тайна Эдемского Сада?
В данной статье Давид Датуашвили, проповедник славянской церкви «Христиан Веры Евангельской» «Эммануил» в Сакраменто штат Калифорния, размышляет о статье магистра богословия пастора церкви Адвентистов Седьмого Дня В. Гриневича «Бессмертна ли душа?», опубликованной в городской газете «Диаспора». В этой статье будет также вновь пояснено: «Чем отличается вдунутое дыхание жизни, отождествляющее дух жизни от образовавшего духа (Зах. 12:1) в человеке?». А, также, будет дан подробный ответ на вопрос, чем душа отличается от духа и где она находится. На этот вопрос богословы по разным причинам не давали пояснения долгие годы. (Статья как ответ Давида Датуашвили магистру богословия печаталась в еженедельной газете («Sacramento Weekly») г. Сакраменто с декабря 2010 г по август 2012 г,. Данная статья в этом выпуске сокращена в объёме 16 стр.)
Исследуя Бытие, находим, что первый человек Адам был сотворён по образу (Быт. 1:26-27) и по подобию Божьему (Быт. 5:1-2), как венец творения Творца. Тогда возникает вопрос: если человек создан по образу (Быт. 1:27) и по подобию (Быт. 5:1-2), и этот процесс был завершён, то почему только потом Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»? (Быт. 3:22). Размышление на этот вопрос читайте в данной статье где будет дан неординарный ответ о духе и душе и теле.
Вот одна из доктрин магистра богословия Владимира Гриневича по вопросу дыхания, духа, души и тела, опубликованная в газете «Диаспора». Вот что он пишет («Диаспора», 10 августа 2008 г., статья «Бессмертна ли душа?»): «...Но где же всё-таки истина? Сотворив человека, наделил ли его Бог бессмертной душой? Или, быть может, Он не сделал этого? Самое время, наверное, обратиться к богодухновенному повествованию о Творении. Итак, читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится о том, как был сотворён человек. Создав тело из земного праха, Бог вдохнул в него жизнь, и человек стал живою душой. Обратите внимание: ни слова не сказано, что Бог наделил человека ею, сказано лишь, что человек стал «душою живою» и что, следовательно, душа – это весь человек в своей совокупности, а не какая-то его часть, которая каким-то образом может существовать независимо от тела. Таким образом, душа – это сочетание тела и дыхание жизни. Но если так, то что же происходит, когда человек умирает и начинается обратный процесс? Мы читаем: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Итак, прах, то есть тело, возвращается в землю и снова становится прахом. Дух, или дыхание (дыхание жизни) возвращается к Богу. Здесь надо отметить, что еврейское слово, переведенное как «дух», означает и «дыхание». Вспомним, что живою душой человек стал в результате сочетания тела с дыханием жизни. Когда эта связь нарушается, то есть когда дыхание уходит из тела, человек перестаёт быть живою душой и не сможет снова стать ею до тех пор, пока Творец в день воскресения опять не вдохнёт в тело жизнь, то есть до того момента, пока сочетание тела и дыхания не будет восстановлено. Куда уходит душа в момент смерти? Никуда. Просто до дня воскресения она перестаёт существовать».
Вникнув в вышеизложенное, можно частично согласиться с данным пониманием, ибо в нем есть здравая логика. Исследуя Священное Писание – как Нового, так и Старого Завета – приходим к выводу, что первому человеку Адаму, который был сотворён и создан из праха земного, Бог дал дыхание духа жизни в форме дыхания (Быт. 2:7) посредством вдувания в лице его (Быт. 2:7). Данный смысл подтверждается многими местами из Библии: «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт.7:22).
Необходимо обратить особое внимание, что это было не просто дыхание, а «дыхание духа жизни». Вникая, приходим к выводу, что дыхание жизни, исходящее от Бога – вдунутое, необходимо рассматривать как дух жизни, выражающий Божий источник жизни в форме энергии, оживившей тело первого человека Адама и поддерживающей жизнь тела: «Ибо, как тело без духа мертво (под духом подразумевается дыхание жизни, дающее жизнь телу – прим. автора), так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26); «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (дыхание – прим. автора) возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Исследуя Писание, находим, что Бог есть Дух (2 Кор. 3:17). По понятиям апостола Павла, дух выражает состояние разума «...обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24). Получается что когда мы говорим о Боге как о Духе, то подразумеваем Его Разум «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим» (Исаия.40:28).
Тогда, согласно здравой логике, от Духа (Бога-Творца,Которого Разум неисследим) вышло дыхание жизни и вошло в тело человека сделав его живым, посредством вдунутого дыхания: «...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Исследуя Новый Завет, находим, что Павел подразделяет и дух, и душу, и тело (1Фесс. 5:22-23), разделяя дух и душу, пребывающие в теле человека (Евр. 4:12), от дыхания жизни (Быт. 2:7), ибо данное разделение также чётко прослеживается и в 1Кор. 14:2-4; 14:14-16, где дух тайны говорит Богу на незнакомом языке(когда речь произносится в форме иностранных слов, но непонятных никому, кроме Бога (1Кор. 14:2-4)). Но возникает вопрос: где и когда произошло их образование, а также когда и как произошло их разделение на отдельные живые субстанции? Также можно задаться вопросом: откуда в человеке появился дух человеческий – «…и образовавший дух человека внутри его, ...» (Зах. 12:1; 1Кор. 2:11; 5:5; 14:2-4; 14:14-16)? Но на этот вопрос Владимир Гриневич почему-то ответа не даёт. Создаётся впечатление, что в Библии данный термин употребляется только как форма дыхания, а то, что ап. Павел говорит о трёх живых субстанциях, из чего состоит человек – дух, душа и тело (Ев.4:12), – то их как бы и не существует. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс. 5:22-23), «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов (мозги, можно отнести к телу -прим.автора), и судит помышления и намерения сердечные» (Ев.4:12).
По моему мнению, необходимо прямо и открыто признать, что природа их возникновения в человеке остаётся тайной, но это не значит, что их нет.
Исследуя Новый Завет, необходимо честно сказать и согласиться, что понимание ап. Павла по данному вопросу является откровением от Господа. Апостол Павел в Новозаветный период, получив откровение от Иисуса Христа («...Ибо и я принял его (Евангелие) и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12)), дает всем будущим новозаветным христианам духовные ключи к расшифровке труднодоступных мест Писания. Вот некоторые места из Писания, написанные Павлом: «Предать сатане во измождении плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5), «...Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16), «...А Рождённое от Духа есть дух» (Иоанн. 3:6).
Давайте внимательно прочитаем 2 главу 7 стих Книги Бытия, где говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто многие люди, читающие Библию, отождествляют дыхание жизни (Быт. 2:7) с духом жизни (Быт. 7:22), который вдунул Господь, но, это два разных состояния в человеке. Дыхания жизни (Быт. 2:7), есть особая энергия, или источник жизни от Бога, дающая жизнь физическому телу. При смерти физического тела, дыхание жизни как энергия, или источник жизни, вновь возвращается к Творцу (Екл.12:7), так как Бог изначально передал этот источник жизни всем людям через первого человека Адама, путём вдувания «…и вдунул в лице его дыхание жизни,…» (Быт.2:7). «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (дыхание-прим.автора) возвратился к Богу, Который дал (Быт.2:7-прим.автора) его» (Еккл.12:7).
Вникнув в смысл слов «...Который дал его» (Еккл. 12:7), сразу возникает вопрос, а как дал? Ответ находим в Бытие 2:7 «...и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). Таким образом можно сделать вывод; что часто дыхание жизни сочетается и как дух жизни.
Приходящему к Богу человека очень важно в самом начале его уверования чётко разъяснить, что дыхание от Бога, вошедшее в Адама (Быт. 2:7), часто именуемый и как дух жизни (Быт.7:22 Екл.12:7), после смерти физического тела (данное дыхание), вновь возвращается к Богу (Екл. 12:7), который дал изначально Творец первому человеку в Едемском саду (Быт. 2:7). «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверности (всей) земли; от человеков до скота, и гадов, и птиц небесных, - всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Бытие 7:21-23). От первого человека Адама дыхание жизни по наследству было передано всем людям (как особая энергия, или источник жизни от Бога, дающая жизнь физическому телу).
Исследуя Бытие, находим, что первый человек Адам был сотворён по образу (Быт. 1:26-27) и по подобию Божьему (Быт. 5:1-2), как венец творения Творца. Тогда возникает вопрос: если человек создан по образу (Быт. 1:27) и по подобию (Быт. 5:1-2), и этот процесс был завершён, то почему только потом Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»? (Быт. 3:22). Размышление на этот вопрос читайте в данной статье где будет дан неординарный ответ о духе и душе и теле.
Вот одна из доктрин магистра богословия Владимира Гриневича по вопросу дыхания, духа, души и тела, опубликованная в газете «Диаспора». Вот что он пишет («Диаспора», 10 августа 2008 г., статья «Бессмертна ли душа?»): «...Но где же всё-таки истина? Сотворив человека, наделил ли его Бог бессмертной душой? Или, быть может, Он не сделал этого? Самое время, наверное, обратиться к богодухновенному повествованию о Творении. Итак, читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится о том, как был сотворён человек. Создав тело из земного праха, Бог вдохнул в него жизнь, и человек стал живою душой. Обратите внимание: ни слова не сказано, что Бог наделил человека ею, сказано лишь, что человек стал «душою живою» и что, следовательно, душа – это весь человек в своей совокупности, а не какая-то его часть, которая каким-то образом может существовать независимо от тела. Таким образом, душа – это сочетание тела и дыхание жизни. Но если так, то что же происходит, когда человек умирает и начинается обратный процесс? Мы читаем: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Итак, прах, то есть тело, возвращается в землю и снова становится прахом. Дух, или дыхание (дыхание жизни) возвращается к Богу. Здесь надо отметить, что еврейское слово, переведенное как «дух», означает и «дыхание». Вспомним, что живою душой человек стал в результате сочетания тела с дыханием жизни. Когда эта связь нарушается, то есть когда дыхание уходит из тела, человек перестаёт быть живою душой и не сможет снова стать ею до тех пор, пока Творец в день воскресения опять не вдохнёт в тело жизнь, то есть до того момента, пока сочетание тела и дыхания не будет восстановлено. Куда уходит душа в момент смерти? Никуда. Просто до дня воскресения она перестаёт существовать».
Вникнув в вышеизложенное, можно частично согласиться с данным пониманием, ибо в нем есть здравая логика. Исследуя Священное Писание – как Нового, так и Старого Завета – приходим к выводу, что первому человеку Адаму, который был сотворён и создан из праха земного, Бог дал дыхание духа жизни в форме дыхания (Быт. 2:7) посредством вдувания в лице его (Быт. 2:7). Данный смысл подтверждается многими местами из Библии: «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт.7:22).
Необходимо обратить особое внимание, что это было не просто дыхание, а «дыхание духа жизни». Вникая, приходим к выводу, что дыхание жизни, исходящее от Бога – вдунутое, необходимо рассматривать как дух жизни, выражающий Божий источник жизни в форме энергии, оживившей тело первого человека Адама и поддерживающей жизнь тела: «Ибо, как тело без духа мертво (под духом подразумевается дыхание жизни, дающее жизнь телу – прим. автора), так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26); «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (дыхание – прим. автора) возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Исследуя Писание, находим, что Бог есть Дух (2 Кор. 3:17). По понятиям апостола Павла, дух выражает состояние разума «...обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24). Получается что когда мы говорим о Боге как о Духе, то подразумеваем Его Разум «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим» (Исаия.40:28).
Тогда, согласно здравой логике, от Духа (Бога-Творца,Которого Разум неисследим) вышло дыхание жизни и вошло в тело человека сделав его живым, посредством вдунутого дыхания: «...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Исследуя Новый Завет, находим, что Павел подразделяет и дух, и душу, и тело (1Фесс. 5:22-23), разделяя дух и душу, пребывающие в теле человека (Евр. 4:12), от дыхания жизни (Быт. 2:7), ибо данное разделение также чётко прослеживается и в 1Кор. 14:2-4; 14:14-16, где дух тайны говорит Богу на незнакомом языке(когда речь произносится в форме иностранных слов, но непонятных никому, кроме Бога (1Кор. 14:2-4)). Но возникает вопрос: где и когда произошло их образование, а также когда и как произошло их разделение на отдельные живые субстанции? Также можно задаться вопросом: откуда в человеке появился дух человеческий – «…и образовавший дух человека внутри его, ...» (Зах. 12:1; 1Кор. 2:11; 5:5; 14:2-4; 14:14-16)? Но на этот вопрос Владимир Гриневич почему-то ответа не даёт. Создаётся впечатление, что в Библии данный термин употребляется только как форма дыхания, а то, что ап. Павел говорит о трёх живых субстанциях, из чего состоит человек – дух, душа и тело (Ев.4:12), – то их как бы и не существует. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс. 5:22-23), «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов (мозги, можно отнести к телу -прим.автора), и судит помышления и намерения сердечные» (Ев.4:12).
По моему мнению, необходимо прямо и открыто признать, что природа их возникновения в человеке остаётся тайной, но это не значит, что их нет.
Исследуя Новый Завет, необходимо честно сказать и согласиться, что понимание ап. Павла по данному вопросу является откровением от Господа. Апостол Павел в Новозаветный период, получив откровение от Иисуса Христа («...Ибо и я принял его (Евангелие) и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12)), дает всем будущим новозаветным христианам духовные ключи к расшифровке труднодоступных мест Писания. Вот некоторые места из Писания, написанные Павлом: «Предать сатане во измождении плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5), «...Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16), «...А Рождённое от Духа есть дух» (Иоанн. 3:6).
Давайте внимательно прочитаем 2 главу 7 стих Книги Бытия, где говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто многие люди, читающие Библию, отождествляют дыхание жизни (Быт. 2:7) с духом жизни (Быт. 7:22), который вдунул Господь, но, это два разных состояния в человеке. Дыхания жизни (Быт. 2:7), есть особая энергия, или источник жизни от Бога, дающая жизнь физическому телу. При смерти физического тела, дыхание жизни как энергия, или источник жизни, вновь возвращается к Творцу (Екл.12:7), так как Бог изначально передал этот источник жизни всем людям через первого человека Адама, путём вдувания «…и вдунул в лице его дыхание жизни,…» (Быт.2:7). «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (дыхание-прим.автора) возвратился к Богу, Который дал (Быт.2:7-прим.автора) его» (Еккл.12:7).
Вникнув в смысл слов «...Который дал его» (Еккл. 12:7), сразу возникает вопрос, а как дал? Ответ находим в Бытие 2:7 «...и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). Таким образом можно сделать вывод; что часто дыхание жизни сочетается и как дух жизни.
Приходящему к Богу человека очень важно в самом начале его уверования чётко разъяснить, что дыхание от Бога, вошедшее в Адама (Быт. 2:7), часто именуемый и как дух жизни (Быт.7:22 Екл.12:7), после смерти физического тела (данное дыхание), вновь возвращается к Богу (Екл. 12:7), который дал изначально Творец первому человеку в Едемском саду (Быт. 2:7). «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверности (всей) земли; от человеков до скота, и гадов, и птиц небесных, - всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Бытие 7:21-23). От первого человека Адама дыхание жизни по наследству было передано всем людям (как особая энергия, или источник жизни от Бога, дающая жизнь физическому телу).