Чем же разум отличается от сознания? Авторитетная книга Библия с примечаниями Ч. И.
Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает
«душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую
осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле
самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек). В Книге
Бытия 1:26-27 дается общее описание сотворения человека, между тем как в стихах Книги Бытия 2:7,
21-23 это описание более подробно. Оба отрывка открывают нам следующие факты:
1)Человек был сотворен, а не развился путем эволюции:
а) явственный тезис этот подтвержден Христом (Мат. 19:4; Мар. 10:6);
б) «громадная пропасть, практически бесконечное расхождение» (Хаксли) между самым
неразвитым из людей и самым развитым животным подтверждает это;
в) самое высокоразвитое животное не имеет никаких признаков Божественного сознания, лишено
религиозной природы;
г) научные открытия нисколько не сузили этой пропасти.
2) Человек сотворен «по образу и подобию Бога». Этот «образ» отразился главным образом в
троичности (триединстве) человека и его природы. Человек ― это «дух, душа и тело» (1Фес. 5:23).
«Дух» в человеке - это та часть, которая «знает» (1Кор. 2:11), которая связывает его с духовным
миром и дает ему сознание Бога-Творца. «Душа» подразумевает присутствие сознательной
жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. В этом смысле животные тоже
имеют «душу» (Быт. 1:24). Но душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием,
чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и
привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Писании употребляется почти как синоним слова
«душа». Так как человек по определению наделен «душой», то часто пользуются словом «душа» по
отношению к индивидууму (см. Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти,
тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается Его воскресением (Ин.
5:28-29; 1Кор. 15:47-50; Отк. 20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых
душа и дух осуществляют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной
природы Адама (Рим. 7:23-24) (данный комментарий взят из подстрочного примечания стр. 11-12).
Вот еще одно пояснение, взятое из выдержки статьи «Что такое душа?», напечатанной в газете «Мир
Израилю» г. Сакраменто (приводится в сокращении):
«Душа - это отражение сущности человека, заключенное в теле и проявляющееся через него. Любая
душа явяется выражением намерений Бога и Его замысла относительно того, как должно выглядеть то
или иное творение. Душа человека - самая сложная и возвышенная из всех. Наши мудрецы говорили
так: «У нее есть пять имен: Нефеш (душа), Руах (дух), Нешама (дыхание), Хая (жизнь) и Йехида
(особенность)». Хасиды объясняли наличие у души пяти имен как пяти ступеней или измерений души.
Нефеш - основа жизни в физическом смысле; Руах - эмоции и личность человека; Нешама - мысли;
Хая - основа воли, желаний решений и веры; Йехида - суть души, ее единения с источником всего,
Богом. А сущность души: человек - «часть Бога» (Материал подготовила Шейндл Кроль, март-апрель
2008 г.)
По определению некоторых изданий, душа - это наше «Я». В Писании читаем, что душа живая
отождествляется и именуется словом «человек»: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил
их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:2). Душа и тело являются человеком
Адамом, сотворенным по образу и по подобию Божьему: «И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил
человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1).
Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав
Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто душу человека отделяют от совести. Что же говорит Писание?
Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть,
заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В
Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском
внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять
морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным
плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего
состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога,
напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает: «...о чем свидетельствует совесть
их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15).
Совесть и сердце в Писании часто означают душу. Совесть как морально-нравственный закон,
отражающий сущность десяти заповедей Божьих, заложена в человеке от рождения и относится к
области души: «...потому что я наг, и скрылся (появилось чувство стыда, первый признак
совести - прим. автора)» (Быт. 3:10).
У животных нет стыда. Совесть является индикатором внутренности души человека, влияющей на
сознание. Душа наделена сознанием от Бога, чтобы чувствовать и осознавать, что она живая, имеющая
волю, совесть, чувства. Душа как сознание, через совесть может инстинктивно различать, когда
поступает хорошо, а когда плохо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй
совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие»
(Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели
кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим.
3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от
прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез
лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня -весть-, -вед-: ведать. Со-весть ― значит «со-ведание, со-
знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе
с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» ― это древнейший
индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке ― санскрите (около 4
тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так
далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины»,
«со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская
культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22
августа 2010 г.).
Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) - «И
увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому
что дает знание...» (Быт. 3:6), - то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд,
прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-
нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе
опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд. Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень
исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ ―
изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания совершенного», «душа
стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью,
то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести»,
безнадежен - у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец,
лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим
Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
Я думаю, не будет ошибкой в дальнейшем пользоваться вышеизложенным понятием, когда
речь будет идти о душе как о сознании, в которой воля, совесть и чувства пребывают в
гармонии с телом. Душа живая, кем являлся Адам в совокупности с телом, имела знания и всю
мудрость в себе, ибо Бог сотворил и создал человека по образу и по подобию Своему, но как именно
это передача происходила, и как Бог вложил в человека сознание (волю, совесть, чувства), как бы
Самого Себя, остается пока тайной. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое -
нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконии.29:29).
Несомненно, может, Бог кому-то и откроет это, дав откровение. Но на сегодняшний день всю глубину
этого вопроса мы можем почерпнуть в Библии, где об этом сказано очень кратко, через повествования
мужа Божьего - Моисея. Человек был сотворен и создан по образу и по подобию Божиему, и все в нем
хранится как тайна и закрыто Господом. Я думаю, душа (сознание) первых людей, то, кем себя
человек представлял в совокупности с телом, запечатлела в себе все обретенные чувства через жизнь с
Богом, находясь в необычном саду, прочувствовав и приобретя особые навыки. Через жизнь в
Едемском саду она обрела начальный опыт, и именно такое состояние и стало образовавшимся
духом человека (Зах. 12:1), потому что и душа и тело были в единой гармонии. Поэтому мы
понимаем, что душа живая кем являлся первый человек Адам была сотворена по образу и по подобию
Божьему, и все чувства и состояние были Божьими в человеке. Но чтобы человек был не просто
исполнителем Божьей воли, выполняющим требования Божьи, как команды, чтобы он не был
роботом или биологической машиной, душе, кем являлся Адам в гармонии с телом, необходимо
было встать на истинный путь осознания и осмысления в познании жизни с Творцом. Только
через такой путь человек обретает Божью индивидуальность в себе: когда может уже трезво оценить и
обрести чувство великой благодарности, чтобы жить в радости вечно с Богом, не как робот,
исполняющий просьбы Бога, а как полноценная личность, достигшая понимания, что Божьи
требования необходимо выполнять с любовью, потому что в них истинный здравый смысл жизни,
несущий жизнь вечную.
Скоуфилда с английского издания 1909 года, называет душу еврейским словом «нефеш», что означает
«душа живая» и обозначает всякое живое творение (2:7). Само по себе слово «нефеш» означает всякую
осознающую себя жизнь в отличие от жизни растительной, которая себя не осознает. В смысле
самосознания животные тоже имеют «душу». (См. стихи 26 и 27, примеч. 1:26. Человек). В Книге
Бытия 1:26-27 дается общее описание сотворения человека, между тем как в стихах Книги Бытия 2:7,
21-23 это описание более подробно. Оба отрывка открывают нам следующие факты:
1)Человек был сотворен, а не развился путем эволюции:
а) явственный тезис этот подтвержден Христом (Мат. 19:4; Мар. 10:6);
б) «громадная пропасть, практически бесконечное расхождение» (Хаксли) между самым
неразвитым из людей и самым развитым животным подтверждает это;
в) самое высокоразвитое животное не имеет никаких признаков Божественного сознания, лишено
религиозной природы;
г) научные открытия нисколько не сузили этой пропасти.
2) Человек сотворен «по образу и подобию Бога». Этот «образ» отразился главным образом в
троичности (триединстве) человека и его природы. Человек ― это «дух, душа и тело» (1Фес. 5:23).
«Дух» в человеке - это та часть, которая «знает» (1Кор. 2:11), которая связывает его с духовным
миром и дает ему сознание Бога-Творца. «Душа» подразумевает присутствие сознательной
жизни в отличие от жизни растительной, не осознающей себя. В этом смысле животные тоже
имеют «душу» (Быт. 1:24). Но душа человека обладает гораздо более глубоким содержанием,
чем «душа» животного. Душа является основанием чувств человека - его желаний и
привязанностей (Пс. 41:2-7). «Сердце» в Писании употребляется почти как синоним слова
«душа». Так как человек по определению наделен «душой», то часто пользуются словом «душа» по
отношению к индивидууму (см. Быт. 2:7). Тело, отделимое от души и духа и подверженное смерти,
тем не менее, является неотъемлемой частью человека, что подтверждается Его воскресением (Ин.
5:28-29; 1Кор. 15:47-50; Отк. 20:11-13). Тело - место пребывания чувств, посредством которых
душа и дух осуществляют миропонимание и миропознание, а также место пребывания греховной
природы Адама (Рим. 7:23-24) (данный комментарий взят из подстрочного примечания стр. 11-12).
Вот еще одно пояснение, взятое из выдержки статьи «Что такое душа?», напечатанной в газете «Мир
Израилю» г. Сакраменто (приводится в сокращении):
«Душа - это отражение сущности человека, заключенное в теле и проявляющееся через него. Любая
душа явяется выражением намерений Бога и Его замысла относительно того, как должно выглядеть то
или иное творение. Душа человека - самая сложная и возвышенная из всех. Наши мудрецы говорили
так: «У нее есть пять имен: Нефеш (душа), Руах (дух), Нешама (дыхание), Хая (жизнь) и Йехида
(особенность)». Хасиды объясняли наличие у души пяти имен как пяти ступеней или измерений души.
Нефеш - основа жизни в физическом смысле; Руах - эмоции и личность человека; Нешама - мысли;
Хая - основа воли, желаний решений и веры; Йехида - суть души, ее единения с источником всего,
Богом. А сущность души: человек - «часть Бога» (Материал подготовила Шейндл Кроль, март-апрель
2008 г.)
По определению некоторых изданий, душа - это наше «Я». В Писании читаем, что душа живая
отождествляется и именуется словом «человек»: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил
их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:2). Душа и тело являются человеком
Адамом, сотворенным по образу и по подобию Божьему: «И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил
человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1).
Итак, Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему, дав ему имя «человек» и назвав
Адамом (Быт. 1:27-28; 5:1-3). Часто душу человека отделяют от совести. Что же говорит Писание?
Если человек неверующий старается жить по справедливости, то в нем срабатывает совесть,
заложенная в душе каждого человека и переданная как наследие от первого человека Адама. В
Писании читаем, что совесть пребывает в сердце человека (Рим. 2:14-15), являясь как бы отголоском
внутреннего человека (Еф. 3:16; Рим. 7:22-25), выражая духовный закон Слова Божьего, Его десять
морально-нравственных заповедей. Поэтому если человек не заглушил свою совесть превратным
плотским безрассудным умом (Кол. 2:18), став бессовестным, то совесть как индикатор внутреннего
состояния человека все еще судит (Евр. 4:12) душу (сознание), выражая функцию Слова Бога,
напоминая душе (сознанию), в каком помышлении она пребывает: «...о чем свидетельствует совесть
их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:15).
Совесть и сердце в Писании часто означают душу. Совесть как морально-нравственный закон,
отражающий сущность десяти заповедей Божьих, заложена в человеке от рождения и относится к
области души: «...потому что я наг, и скрылся (появилось чувство стыда, первый признак
совести - прим. автора)» (Быт. 3:10).
У животных нет стыда. Совесть является индикатором внутренности души человека, влияющей на
сознание. Душа наделена сознанием от Бога, чтобы чувствовать и осознавать, что она живая, имеющая
волю, совесть, чувства. Душа как сознание, через совесть может инстинктивно различать, когда
поступает хорошо, а когда плохо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй
совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие»
(Тим. 1:5); «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели
кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19); «Люди развращенные умом, невежды в вере» (2Тим.
3:8); «Но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15); «Благодарю Бога, Которому служу от
прародителей с чистою совестью» (2Тим. 1:3); «Дух же ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез
лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Совесть. Это слово происходит от корня -весть-, -вед-: ведать. Со-весть ― значит «со-ведание, со-
знание». Что же мы «ведаем», когда в нас говорит совесть? Считается, что это слово появилось вместе
с приходом на Русь христианства, но на деле корни его гораздо глубже. «Ved» ― это древнейший
индоевропейский корень, один из центральных в священном индийском языке ― санскрите (около 4
тыс. лет назад). Санскритские книги священного знания назывались Ведами: Ригведа, Аюрведа и так
далее. В своем глубинном, древнем значении слово «совесть» означает «со-знание Высшей Истины»,
«со-знание Бога», со-причастность к священному знанию, не дающая грешить (раздел Русская
культура, Листва и корни: история слов. Максим Павлов. Газета «Диаспора», г. Сакраменто, от 22
августа 2010 г.).
Когда первые люди узнали знание, вкусив его в виде особого плода (в переносном смысле) - «И
увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому
что дает знание...» (Быт. 3:6), - то в них заработало особое чувство, ибо они познали стыд,
прикрывшись смоковными листьями. В них открылась совесть, выраженная в чувствах как морально-
нравственный закон, вложенный от Бога в них: «...и сшили смоковные листья, и сделали себе
опоясания» (Быт. 3:7).
Стыд. Очень интересное слово. Славянское, пришедшее из дохристианских времен. Корень
исторически тот же, что в слове студить, от древнерусского «студ» - «холод». Ощутить стыд, студ ―
изначально передавало физическое ощущение: «похолодеть от сознания совершенного», «душа
стынет». Крайне неприятное ощущение. Если ты восприимчив к Истине, то есть обладаешь совестью,
то, совершив дурное, ты испытаешь стыд - холод в душе. Человек, у которого «ни стыда, ни совести»,
безнадежен - у Бога нет контакта с ним и влияния на него. Это хуже, чем глухонемой слепец,
лишенный обоняния и осязания (раздел Русская культура, Листва и корни: история слов. Максим
Павлов. Газета «Диаспора» г. Сакраменто от 22 августа 2010 г.).
Я думаю, не будет ошибкой в дальнейшем пользоваться вышеизложенным понятием, когда
речь будет идти о душе как о сознании, в которой воля, совесть и чувства пребывают в
гармонии с телом. Душа живая, кем являлся Адам в совокупности с телом, имела знания и всю
мудрость в себе, ибо Бог сотворил и создал человека по образу и по подобию Своему, но как именно
это передача происходила, и как Бог вложил в человека сознание (волю, совесть, чувства), как бы
Самого Себя, остается пока тайной. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое -
нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконии.29:29).
Несомненно, может, Бог кому-то и откроет это, дав откровение. Но на сегодняшний день всю глубину
этого вопроса мы можем почерпнуть в Библии, где об этом сказано очень кратко, через повествования
мужа Божьего - Моисея. Человек был сотворен и создан по образу и по подобию Божиему, и все в нем
хранится как тайна и закрыто Господом. Я думаю, душа (сознание) первых людей, то, кем себя
человек представлял в совокупности с телом, запечатлела в себе все обретенные чувства через жизнь с
Богом, находясь в необычном саду, прочувствовав и приобретя особые навыки. Через жизнь в
Едемском саду она обрела начальный опыт, и именно такое состояние и стало образовавшимся
духом человека (Зах. 12:1), потому что и душа и тело были в единой гармонии. Поэтому мы
понимаем, что душа живая кем являлся первый человек Адам была сотворена по образу и по подобию
Божьему, и все чувства и состояние были Божьими в человеке. Но чтобы человек был не просто
исполнителем Божьей воли, выполняющим требования Божьи, как команды, чтобы он не был
роботом или биологической машиной, душе, кем являлся Адам в гармонии с телом, необходимо
было встать на истинный путь осознания и осмысления в познании жизни с Творцом. Только
через такой путь человек обретает Божью индивидуальность в себе: когда может уже трезво оценить и
обрести чувство великой благодарности, чтобы жить в радости вечно с Богом, не как робот,
исполняющий просьбы Бога, а как полноценная личность, достигшая понимания, что Божьи
требования необходимо выполнять с любовью, потому что в них истинный здравый смысл жизни,
несущий жизнь вечную.